Дигория-Суган. Поход 2 к.с. Часть 7
Долина реки Караугом – село Дзинага – долина реки Гулардон – Подход к перевалу ГуларНаташа разбудила нас в пять часов. Пока мы медленно выбирались из палаток, медик достала сюрприз от нашего инструктора Алёны и сервировала стол. Мы получили очень сытный завтрак. Сначала творог с вареньем, потом на десерт печенье в креме, которое должно было быть тортиком. После дежурные Саша и Наташа отправились мыть посуду, а мы приготовились поздравлять именинника. Виталик достал открытку, а мы собрались за столом. Поздравили смутившегося, растроганного и радующегося Сашу и принялись за плановый завтрак – картофельное пюре с приправами. Его оказалось много, так что часть пюре отправилась к паучкам в кусты и вниз со скалы.
В путь мы собирались долго. Я успела замерзнуть и начала танцевать нечто отдалённо подходящее к Чардашу. Наташа, глядя на меня, сказала, что обезболивающий белый порошок нимесила Юле больше не давать. Перед этим врач раздала почти всей группе витаминки в таблетках, не дала только мне, выпившей обезболивающее. Ребята начали прикалываться, что «группа идёт на «колёсах», а Юля на порошке».
Когда мы собрались, то спустились назад к мосту, пересекли его и отправились по дороге в сторону Дзинаги. Путь петлял по вверх, то вниз, пролегал среди деревьев, камней, грибов, он привёл нас к реке, на берегу которой росла малина. Мы подкрепились ею и пересекли по камням реку. Дальше шёл местный туристический маршрут. На нём встретилось много ягод, где ребята зависали. Потом мы вошли в сосновый лес, напомнивший мне леса Карелии. Двигались мы около реки, а потом по мосту перешли её. Выше моста, около земляники встретили пограничника, показали ему пропуска и документы, а потом устроили привал возле ягод.
Дальше нам стали попадаться люди, парами, группами, отрядами. Шли они нам навстречу.
Дорога вывела нас в реке, повернула наверх, а потом расширилась почти до автомобильной, а впереди замаячила военная база и посёлок. Мы остановились отдохнуть возле малинника на склоне. Там достали телефоны и начали звонить родным. Я связалась с Блэйзом, мамой, дождалась пока мне перезвонит Алькор. Рассказала про травмы и что почти весь маршрут позади, осталась самая малость.
Возле военной базы мы нашли грустного ослика, а вдали на мосту и под мостом прохлаждающихся коров. На базе нас уже ждали – сообщил пограничник. Мы утвердили документы и отправились дальше в деревню. Привлекая внимание местных жителей, добрались до магазина. У меня по дороге разболелась нога – как оказалось шов на носке, которым я скрывала дырку, пережимал лапку.
В магазине купили мороженое, шоколад, продукты вроде макарон. Пока мы толпились внутри и рядом, собрались любопытные селяне – они пропустили нас в очереди вперед, кто-то специально подъехал на машине, и не торопились с покупками.
Мы распределили покупки между собой, и отправились дальше искать кафе с пирогами. Первое найденное кафе-палатка оказалась возле древнего кладбища. Там нам пообещали приготовить пироги через два часа. Столько ждать мы не захотели, и отправились дальше к базе - детскому лагерю «Дзинага». Возле лагеря мы посетили продуктовые магазинчики, купили ещё мороженое. Юра с Виталиком в это время сходили на базу и договорились об обеде. Нам разрешили оставить рюкзаки возле охранника и аккуратно пройти в столовую, не бегая по территории. Столовая-кафе тоже звалась Дзинага. Саша на правах именинника купил по пирогу каждого вида, воды, пару тарелок салата, которых хватило на группу. Служащие нас спросили – на сколько поделить частей. И очень растерялись, когда мы попросили поделить на 9 кусков, они так не умеют. Попросили у них ножи, я достала свой, и мы сами разделили на три, а потом ещё на три.
Перед торжеством я неожиданно получила смс, что Сказочник опять в сети, и побежала ему звонить. Менестрель обрадовался моему звонку, и сообщил, что по возвращении будет смотреть снизу вверх (при его-то росте) – такая уж я покорительница вершин.
Мы объелись пирогов, и дальше не смогли идти. Пришлось искать местных, готовых отвезти нас до места. Рюкзаки погрузили в прицеп, мы распределились по машинам, и поехали вверх к заброшенному селению Гулар. По дороге машина, в которой ехали я, Наташа, Даши и Юра несколько раз перегревалась. Водитель поливал её водой. А потом пришлось открыть двери проверить. Когда машина остыла немного, её начали толкать назад, потом вперёд, чтобы она поехала. Кое-как получилось завести.
Довезли нас до заброшенного селения. Там мы попрощались с водителями, бросили рюкзаки и поделились на две группы – первая шла к работающему водопроводу, вторая на поиски места для ночлега. Я находилась во второй группе. Сначала мы шли по широкой дороге, пока не наткнулись на завал. Обошли его по тропинке и снова вышли на широкую дорогу, она привела нас к реке. Подумав, решили остановиться лагерем в этом месте.
Вернулись к первой группе, взяли рюкзаки и отправились к месту ночлега. С рюкзаком шлось труднее. Последние метры Саша с Наташей пытались приманивать меня водой. И у них получилось. Я прибавила шагу, чтобы смочить бандану, так идти стало легче.
Установили палатки и занялись ужином. Юра мне лично сказал, что завтра я остаюсь в лагере, чтобы группа успела преодолеть оставшийся перевал и вернуться назад. Я могла выбрать – остаться с Дашей или с Дашей и Виталиком. Гордость тут же начала протестовать, на глазах выступили слёзы. И организм с мозгом устроили радостный митинг в честь появления отдыха. В итоге гордость согласилась с руководителем и организмом. Я попросила Виталика остаться с нами, чтобы не так страшно было.
После ужина из сладкого и остатков пирогов, мы разбрелись кто куда. Я вот сразу пошла в палатку спать, ноги болели жутко.
В одиннадцать часов я очнулась от крика. В первый момент подумала, что некто забрался к нам в палатку и напал на Дашу, и тоже заорала. Второй причиной ора стала жуткая боль в ногах, которую я перестала контролировать. Оказалось, Даша сама приподнялась, чего-то испугавшись. В соседней палатки в этот момент перепугались. Саша с Антоном схватились за ледорубы, Надя повисла на Антоне, чтобы он её защитил. Нас окрикнули – что происходит. Ответом служил совершенно спокойный голос Юры «Всё в порядке, спите дальше».
Утром, когда ребята собирались в путь, меня спросили что это было. Ответила что-то про кошмар – не смогла вспомнить причину, и ушла спать дальше.
В девять утра в палатку постучался Виталик, который успел приготовить завтрак, и пришёл узнать, какой чай мы хотим. Мы заказали, и выбрались наружу. Ноги продолжили ныть, пообещала им лекарство после завтрака – на голодный желудок нимесил нельзя.
После завтрака надела ботинки, в них ноги болели меньше. На пару с Виталиком мы отправились по следам нашей группы, но не спеша, в своём темпе. В лагере осталась Даша – охранять и стирать вещи. Пока мы поднимались, заметили прямо над Дашей летающую кругами хищную птицу, девушка, по её словам, в это время неподвижно загорала.
По дороге изучали окрестности, посмотрели склоны, откуда мы пришли. Убедились, что рация через перегиб не принимает.
Возле остова бывшей «буханке» мы нашли выдобленные в скале ходы шахт и пару тележек. Дальше на разбитой дороге обнаружили остатки рельс и тележки, по которым бежал ручей, разные запчасти, вывшие линии передач и две аккуратно сложенные кучи кирпичей.
Глядя на телеги на склоне, мы с Виталиком представляли как на них спускались вниз, но сначала отвалился кузов, потом колёса. Дальше мы не пошли – время подошло к обеду, пора возвращаться к Даше. Мы набрали воды, смочили головные уборы и отправились вниз. По пути Виталик чуть не слетел вниз, выбрался с помощью кустов малины. А потом спустил камень, который пролетел два пролёта и остановился – а мы всё думали, прилетит к Даше или нет.
На обед мы ели остатки завтрака – макароны с грибами, добавив к ним тушенку. После обед, пока светило солнце, я постирала вещи и развесила их на палатке. Виталик с Дашей в это время отдыхали в палатке.
После стирки, мы выпили чаю, и Виталик отправился на разведку по окрестностям.
В 18 часов заговорила рация. Юра вышел на связь, и сообщил, что они уже недалеко. Мы с Дашей поставили воду и собирались разложить ужин, но начался дождь. Пришлось прятать вещи в палатки и прикрывать еду тентом. Вернувшийся Виталик помог его установить, так, чтобы тент не падал. Но пока мы его ставили, дождь закончился, и необходимость в тенте отпала.
Ребята спускались долго, мы как раз успели приготовить кашу на ужин и разделить еду на скатерти. Пришли они мокрые и уставшие. Кто-то пошёл переодеваться, кто-то купаться в реке. Их довольно долго пришлось просить отдать миски. Зато каша «что было, то положили» (чечевица, сухие овощи, сухое мясо, лук), пользовалась большой популярностью. Ребята съели её с большим аппетитом и очень хвалили.
После ужина легли спать – в девять утра за нами должна была приехать машина к базе Дзинаги.
Утром Виталик приготовил чай и гречневую кашу с сахаром и сухофруктами. Почти вся группа отказалась от каши – рассчитывала на осетинские пироги в кафе. Я же позавтракала. Остатки каши выбросили в кусты, и стали собираться в путь. Каша придала мне сил для обратной дороги.
Путь до турбазы занял у нас чуть больше часа, и в восемь мы стояли у ворот базы. Мы оставили рюкзаки у охранника и прогулялись до кафе. Оно оказалось ещё закрытым, у двери для персонала нас встретила заспанная, растрёпанная официантка. Она сообщила, что праздник в лагере закончился в пять утра, так что начать готовить они смогут не раньше, чем через час. Так что тех, кто отказался от завтрака ждал облом. Так что мы сходили в магазин, не удосужившись проверить - открыт ли он, купили хлеба и консервов.
Пока завтракали, за нами приехала машина. Мы отправились во Владикавказ, где погуляли по городу и купили сувениров. Перед поездом встретили группу начальника школы и каждый турист, влезая в вагон, посчитал своим долгом уточнить работает ли уборная в вагоне – мы ехали в 13 вагоне на том же поезде. Опешившие проводники удивлённо отвечали, что да, не понимаем в чём проблема, и смотрели на нас круглыми глазами.
Мы устроились, поезд тронулся, увозя нас дальше от гор, ближе к дому. Так завершился наш поход по Дигории.Фотографии
Часть первая |
Часть вторая |
Часть третья |
Часть четвёртая |
Часть пятая |
Часть шестая |
Часть седьмая