воскресенье, 03 февраля 2013
На Севере Норвегии, рядом с городом Альта находится уникальное место, посетители которого могут прикоснуться (в переносном смысле слова) к изобразительному искусству предков, живших более шести тысяч лет назад. Более шести тысяч петроглифов - рисунков, выдолбленных в скале острыми предметами - свидетельствуют о том, чем занимались, чем интересовались и во что верили доисторические племена, обитавшие на этой негостеприимной территории. Благодаря обилию наскальных рисунков и их разнообразию, окрестности Альты были занесены в Список Всемирного наследия Юнеско. Надо сказать, петроглифы попадаются по всей Норвегии (а также по всей Швеции и Финляндии), но это - единственный памятник доисторической культуры в Норвегии, удостоенный включения в Список.
читать дальшеМы отправились в Археологический и краеведческий музей Альты в поселке Йеммелюфт (Hjemmeluft, саамское название Jiepmaluokta, "залив тюленей"), где наблюдается самая большая концентрация петроглифов: целых три тысячи рисунков, расположенных вдоль приспособленной для туристов 3-ех километровой тропы. Это, кстати, единственное место, специально оборудованное для туристов и огражденное от их, увы, тлетворного влияния. Музейных хранителей здесь, конечно, нет, но протянутые вдоль колышков канаты намекают: не тронь святыню!
Живописность места невозможно описать словами. Признаюсь честно: я пыталась. Однако из-под моего пера выходил такой сумбурный набор клише, что и показать стыдно. Так что пускай о видах на Альтафьорд сквозь розовые всплески Иван-чая поведают фотографии (их, кстати, можно прокручивать слева направо):
Тупо любуясь природой, мы почти забыли про сами петроглифы. Но ведь вовремя вспомнили, а это самое важное.
Интересно, что хотя эти выдолбленные в камне рисунки в Йеммелюфте просуществовали несколько тысячелетий, обнаружены они были только в 1973 году. Представьте себе восторг некоего Исака Баландина, покуривавшего трубку под закатным солнцем, когда он увидел в скале рисунок северного оленя. И представьте себе его досаду, когда все поле, с его богатым наследием назвали не в честь него, а в честь хозяина дома, рядом с которым оно находилось: Уле Педерсена!
Рисунки появлялись с начала пятого тысячелетия до нашей эры и наносились по мере отступления моря: первые рисунки появились на верхних частях каменного берега, а потом, по мере того, как становились свободными новые участки земли, эти участки тоже обрастали рисунками. Надо сказать, древние художники не церемонились друг с другом: лепили свои мотивы поверх чужих. Как вот эти два северных оленя:
К тому же их не интересовали авторские права: историки до сих пор не знают, сколько людей принимало участие в рисунках, были ли они групповым творчеством и занимались ли художники рыболовством и охотой как их собратья по племени. Возможно, выдалбливание петроглифов было своего рода хобби, в довесок к основным способам добычи пропитания, а возможно, рисунки были частью ритуала и человек, владевший им, освобождался от других дел. Интересно, как много человеко-часов ушло на эту сцену охоты на оленей:
Сам сюжет этой сцены свидетельствует о факте сотрудничества между членами племени, а возможно и между несколькими племенами. По мнению ученых, полосатые ленты - это заборы, между которыми люди загоняют стадо северных оленей. Для такого вида охоты важна координация. С другой стороны, другие ученые утверждают, что эта сцена носит аллегорический или религиозный характер, который мы, увы, не в силах понять в виду отсутствия текстов из первобытной эпохи.
А вот это изображение было выбрано логотипом музея в Альте. В лодке четверо джентльменов, не считая собаки лучника и человека с рыболовным снаряжением? уловом? ритуальными предметами? (это, кстати, не я сомневаюсь, это ученые сомневаются):
Еще одна сцена в лодке и как всегда есть два толкования: либо это бытовая сцена, либо это религиозный мотив, возможно, о переселении душ. Интересно, что на этом рисунке у каждого пассажира есть индивидуальные черты. Эксперты утверждают, что это знаменовало переход от коллективного сознания к индивидуальному. На многих подобных рисунках все люди изображены в виде палочек, а на этом у людей есть атрибуты.
Интересно, что птицы попадаются редко и совершенно исчезают в последнем периоде нанесения петроглифов. На этом рисунке нечто водоплавающее:
Психоделическая лодка с головою лося. Эксперты полагают, что лось был проводником в другой мир, путь к которому шел через воду, ведь лоси, как известно, хорошие пловцы:
Беременные лоси и другие животные - очень частый мотив:
Кстати, возвращаясь к истории основания музея. В какой-то момент поиск новых петроглифов стал любимым занятием жителей Альты и ее окрестностей. Когда их счет перевалил за тысячу, стало ясно, что это наследие надо спасать и изучать. Все камни с петроглифами очистили от мха и лишайника. Для наглядности рисунки раскрасили красной краской. В этом красном виде они и прославились на весь мир. Однако в 2012 году начались работы по снятию краски:
Сцена, представленная на этом наполовину очищенном от краски петроглифе, является одной из наиболее таинственных во всем музее. Похоже на то, что люди водят хоровод вокруг некоего предмета: огня? бубна? солнца? луны? яйца? При этом одна из фигур, предположительно женщина, сидит на корточках, по одному из мнений ученых, она рожает.
Возвращаясь к краске: снимают ее по двум причинам: во-первых, специалисты побаиваются, что она медленно, но верно разъедает рисунок, во-вторых, они считают, что петроглифы удобнее изучать в их изначальном состоянии (увы, слои краски толстый и неровный, поэтому не всегда можно определить, какими инструментами пользовались древние мастера). Доминирует мнение, что даже посетителям было бы полезно увидеть рисунки без дополнительных подсказок, ориентируясь только на едва заметные очертания под особым углом солнца. Я понимаю эту позицию, но не согласна с ней: увы, если бы не красные разметки, то я бы со своим зрением и внимательностью пропустила бы больше половины рисунков. Как ни странно, этот рисунок я все-таки заметила. Лет через пять все рисунки будут выглядеть вот так:
А вот изображение человека на лыжах я так и не нашла, возможно, потому что оно было стерто. Надеюсь, вы-то найдете. Особенно если вы не потеряете ценную брошюру с описанием всех локаций и рисунков. Нашла ее только постфактум, по ней и пишу.
Как бы эксперты не заявляли, что всего лишь хотят придать петроглифам первозданный вид, они лукавят. В древние времена поверхность камня вокруг петроглифов была покрыта оранжеватыми лишайниками, так что рисунки выделялись без всякой краски. В наше время от лишайников пытаются избавится, так как они ведут к разрушению камня. Вывод один: всем, кто хочет ознакомится с доисторическим наследием Юнеско в полном масштабе, надо ехать в Альту, пока все рисунки не стерли!
Этот ксилограф, кстати, вполне современный и вряд ли простоит долго:
Кроме петроглифов под открытым небом, музей вмещает в себя временные и постоянные выставки в помещении. Мне очень запомнилась временная выставка, посвященная лосям - царям леса.
Там были представлены чучела лосей в разном возрасте, а также уникальная коллекция сброшенных рогов одного и того же лося, жившего в зоопарке Кристиансанна:
Постоянные выставки посвящены петроглифам, истории религии (от шаманства среди саамов до введения христианства), археологическим раскопкам, полярному сиянию, истории спортивной рыбалки, а также самому известному из жителей Альты - многократному чемпиону по прыжкам с трамплина, Бьорну Вирколе.
Еще в магазине музея продавались чудесные украшения, вдохновленные наскальными рисунками. Я к тому времени уже купила себе сережки в виде ракушек-мидий и решила, что одним видом украшений из Северной Норвегии можно обойтись... а зря...
Из вышесказанного можно сделать по крайней мере три вывода:
1 - Как жаль, что шесть тысяч лет тому назад не было письменности. Ведь тогда мы бы могли лучше понять повествования, нашедшие отображения в рисунках.
2 - Искусство - это удивительная вещь, просуществовавшая столько же лет, сколько и все наше человечество.
3 - Срочно бегите в Альту, пока с петроглифов не стерли краску!
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить редакторов сообщества
Diary travel за фирменную майку. Путешествие состоялось в августе 2012.
@темы:
фотоотчёт,
достопримечательности,
заграничные путешествия,
природа,
Норвегия,
@путешественники
Только я не совсем поняла, когда все-таки появились петроглифы: в 4в. до н.э., сто тысяч лет назад или шесть тысяч лет назад?
Желтая Маска, щесть с небольшим тысяч лет назад. около 6200 тыс. лет назад. в это время появились древнейшие рисунки в Альте. постепенно коллекция увеличивалась.
мы живем в 21 веке, значит самые первые петроглифы появились в 4-ом веке до нашей эры. поправьте меня, если неправильно, я начинаю сомневаться.
Железная дорога Флем-Мирдал - одна из самых старых в Норвегии, при том что идет все время вверх.
Зимой (сейчас вот как раз) собираюсь на север съездить посмотреть на северное сияние
Интересно, что птицы попадаются редко и совершенно исчезают в сотом тысячелетии до нашей эры. Тут нечто водоплавающее:
А вот это тоже странно. В 100-м тысячелетии до н.э. - это 100 000 лет до н.э. Если первые рисунки появились 4200 лет до н.э., как могли птицы появиться на 95 800 лет раньше?
Мне кажется, здесь где-то ошибка.
Желтая Маска, ойййй, какое упущение! сейчас быстро-быстро исправлю, пока никто не заметил! большое спасибо! я так зациклилась на остальных аспектах текста, а также на отображениеи картинок, что не заметила! ура! как теперь: нормально?
эк их любят изображать. В Челябинской области где-то нашли здоровенный геоглиф с лосем. И ведь старался же кто-то, чтоб сверху было видно!.. хотя там и смотреть-то особо неоткуда.
отдельно - за фотографии природы, они прекрасны
Спасибо за отчет! Очень интересно
и приятно тоже)