I am all I've done
(начало здесь)
Греция 2010 - день 3 (5 мая): Афины: Пникс, холм Филопаппос, Одеон, Weiner Labs, Ликабетт... и немного современной Греции: агрессивные демонстранты на улицах Афин.
читать дальшеРаненько утром мы пошли на Пникс, расположенный на холме Нимф (Нимфайоне). Вход на Пникс свободный. Это холм, на котором собиралась афинская ассамблея (экклезия): все граждане мужского пола старше 18-ти. Именно здесь вершилась афинская демократия, выступали демагоги. С греческого "пникс" переводится как "людное место". Холм несколько раз подвергался искусственному моделированию ландшафта - его расширяли, а также меняли ориентацию (место, где стоял оратор). К последнему (третьему) периоду существования Пникс вмещал до 10 000 чел. После того, как построили театр Диониса, ассамблемя переместилась туда, а Пникс потихоньку проседал и подвергался эрозии. С "бемы" - места оратора - видны Агора и Акрополь. В скале рядом с бемой сделаны углубления под вотивные приношения (votives) для Зевса.
На Пниксе в такую рань не было ни души, не считая бродячих собак.
1.модель последней стадии Пникса в запасниках музея Агоры 2. "бема" - место оратора. 3. Вид на Афины (в сторону агоры) с Пникса.
1._2._3.
С Пникса мы отправились на другой холм - Филопаппос (тот, который с аркой на вершине). В этот день, 5 мая, проходила общегреческая забастовка, поэтому не работали никакие сайты и музеи и мы лазили только по тем местам, куда доступ не ограничен. По дороге мы увидели то, что называется "тюрьмой Сократа", но таковой не является. На деле это пещеры, в которых прятались греки во время оккупации.
Далее мы поднялись на Филопаппос, также называющийся Холмом Муз (Мусейон). Вход туда свободный. Подняться туда очень рекомендую - но запаситесь водой и терпением: это самый высокий после Ликабетта холм в исторической части Афин, идти достаточно долго, а подъём крутой.
Про того, кто воздвиг триумафльную арку, на самом деле почти ничего не известно. Звали его Гай Антиох Филоппаппос, жил он в 2-м веке н.э и явно был меценатом для Афин. Какой именно триумф здесь увековечен, тоже никто не знает.
Главное - с Филопаппоса открывается обалденно красивый вид на Афины и на Акрополь! Нам удалось снять уникальные кадры: безлюдный Акрополь без десятков туристов на стенах. Всё благодаря забастовке!
__
Следующим объектом, доступным в день забастовки, был Одеон Герода Аттика прямо под южными стенами Акрополя - тот, что я уже показывала в прошлом посте.
Сам Герод Аттик жил во времена императора Адриана. Аттик был богатейшим человеком в Греции и меценатом для Афин. Афинянам, однако, он почему-то не нравился: его обвиняли в тирании и распустили слухи, как будто бы его беременную жену забили насмерть по его приказанию. Скорее всего, это клевета.
От Одеона мы прошли обратно в гостиницу по улице Треножников (odos Tripodwn), где находится монумент Лисикрата. Это памятник хорегу, который спонсировал хор, победивший на соревнованиях хоров в Одеоне. Раньше такие треножники хорегов-победителей стояли вдоль всей улицы Треножников, но до наших дней сохранился лишь этот.
Служба службой, а обед по расписанию... однако к обеду демонстрация противников жёстких экономических мер набирала обороты и массу. Пока что демонстранты были мирными. Не меня одну немножко нервировал тот факт, что машрировали сии недовольные от Омонии к Синтагме по улице Стадиу, то есть мимо нашей гостиницы.
Днём мы нанесли визит в посольство Канады в Греции в тихом квартале, где послушали интересную лекцию о политике. Однако современная Греция наступала нам на пятки всё настойчивей: пока мы сидели и пили холодную газировку с печенюшками в посольстве, одни из служащих сообщил, что демонстрация стала агрессивной, и что говорят о пожаре в центре. Мы выглянули из окошка... с одной стороны была стеклянная фигура бегуна, а сдругой - дым в тех краях, где наша гостиница.
Нас, однако, заверили, что мы в безопасном месте и посоветовали переждать. Ещё немножко рассказали про то, как неэффективна в Греции исполнительная власть. Оказывается, если запарковался неправильно или превысил скорость и полицейский хочет взять с тебя штраф, можно упорно отвечать на английском и тогда рано или поздно он от тебя отвяжется.
Тем временем внезапно (!) тот же служащий принёс нерадостный апдейт: что в центре есть человеческие жертвы... и что посольство эвакуируется - так что идите, мол, ребята, на все четыре стороны с нашей безопасной территории
Ну, нас послали, и мы пошли
Пошли мы в сторону Weiner Labs тоже в тихом квартале неподалёку. Это лаботатория остеологии и биоахреологии при Американском Археологическом институте в Афинах. Там нас встретила Марайя Листон, остеолог. Она рассказала, что лаборатория намеренно не оснащена навороченной аппаратурой, чтобы сделать её доступной для студентов, которые проходят курсы при ААИ. Я бы могла остаться там до вечера, если бы позволили: там и модели + образцы костей, и камней, и ракушек... и пигменты! Над пигментами я зависла минут на двадцать, пока всё не записала. Там даже есть нечто порошкообразное под названием "кровь дракона"
_
Демонстрация понемногу утихомиривалась, но нам рекомендовали переждать ещё пару часиков, прежде чем отправляться в гостиницу. Что нужно делать в ситуации со многими неизвестными? Правильно, занять ключевую высоту! Ключевая высота - это, конечно же, холм Ликабетт (Lykavittos) - тот, который с маленькой беленькой церквушкой наверху.
На Ликабетт ведёт довольно длинная мощёная дорожка ПЛЮС там есть фуникулёр! Чтобы попасть на фуникулёр, надо вовремя его заметить! Как увидите по правую руку (со стороны холма) сувенирную лавочку - вам туда и надо! Если вы это проскочите и обнаружите, что идёте вперёд одни вы, а все остальные спускаются навстречу - значит, вы уже на долгом пешем пути к вершине На самом деле, пеший путь прекрасен. На каждом повороте дороги мощёной скользким (зараза!) от прикосновения тысячи ног камнем (на поворотах заноооосит!) вид становится всё красивей и красивей, так что дух захватывает!
На вершине есть маленькое кафе и маленькая же церковь с отдельно стоящей колокольней. Оттуда открывается хороший вид на Афины. Мы стояли, пока не уверились, что дым со стороны нашей гостиницы больше не валит... а я думала о том, что Акрополь возносится над городом не только в пространстве, но и во времени. Все эти современные протесты совершенно его не трогают, слава богам. И ещё я думала о том, что историки античности вот так же остаются в стороне от современных волнений - а это, быть может, уже не так хорошо, ведь современные Афины огромны и тоже полны жизни, проблем и радостей, которые должны бы касаться каждого.
___
Неспешно спустившись с Ликабетта (факин скользкий камень!), мы стали возвращаться. Профессор Д. отважно вела нас в сторону гостиницы какими-то совершенно окольными и неописуемыми для меня путями, чтобы избегнуть Синтагмы, где, как нам сказали, распылили слезоточивый газ. Я ещё больше зауважала эту отважную женщину! Мы пересекли главную широкую улицу к югу от Синтагмы, по пути обойдя парочку сгоревших автомобилей. Там было странно безлюдно, а движение - перекрыто. К нам привязалась стая бродячих собак, которых я боюсь больше, чем демонстрантов, и эскортировала всю группу до самой гостиницы... которая была целой и невредимой, только вот вокруг входа стоял кордон омоновцев. Профессор Д. объяснила им, что мы канадо туристо, и нас пустили в безопасность за коваными решётками.
Как мы узнали чуть позже, загижательной смесью закидали банк на другой стороне улицы через три дома от нашей гостиницы. Три человека погибло. Потом там появилась груда цветов от сочувтсвующих и раскаявшихся. На следующей день мы прогулялись по ул.Стадиу и обнаружили, что почти все стеклянные витрины, незащищённые решётками, были разбиты.
Вот такие Афины.
Я как зашла в номер, так сразу хлебнула из горла заранее заначенной (слава Зевесу) бутылочки узо, и мне полегчало. Очень
****************************************************************
Греция 2010 - день 4 (6 мая): Афины: Национальный музей, музей агоры ака Стоя Аттала (+запасники и реставрационно-консервационная лаборатория), агора и Гефестион.
читать дальше
фото с Вики
Всё утро (до полудня) мы провели в Национальном археологическом музее (NAM). Если вы будете в Афинах и если вас интересует история античности, в национальный музей надо сходить обязательно! Адрес: 44 Patission Street, надо от площади Омония идти по улице либо какого-то там сентября, либо какого-то октября на запад )) на любой карте музей отмечен, ближайщая станция метро - Омония. Билеты стоят смешных денег (3 евро для студентов с ISIC) и очередь всегда движется быстро. (цена билетов и график работы) Фотосъёмка бесплатная, но нельзя снимать со вспышкой. Мы осматривали музей за два дня, потому что он огромный! Там легко можно провести весь день - или два раза по три-четыре часа.
В богатейшей коллекции музея собраны экспонаты не только из Афин, но и со всей Греции. Музей включает в себя собрание керамики, броновых и мраморных скульптур, артефактов с раскопок Шлимана в Микенах (в т.ч. знаменитая маска Агамемнона и ритон в виде бычьей головы), а также специальный отдельный зал, посвященный древней Тере и Акротири. Фрески там - копии с оригиналов, хранящихся в музее Ираклиона, но всё остальное - настоящее. Это, наверное, для меня самая любимая и интересная часть музея. Самые знаменитые экспонаты - это Зевс/Посейдон с Артемизиона, дипилонский кратер (погребальная отметка для мужчины) и дипилонская амфора (погребальная отметка для женщины), курос с Суниона, Афродита с сандалькой (официально называющаяся "Афродита, Пан и Эрос"), а также мальчик на лошади, который мне лично всегда напоминает Александра на Буцефале.
Из моих личных предпочтений отмечу, что стоит посмотреть на модель нескольких стадий изготовления бронозовых статуэток методом выплавляемых фигур (lost wax method) в одном из залов с бронзой и керамикой на втором этаже; а также на оголовки стрел из Фермопил.
После пищи для души всегда хочется пищи для тела )) оную мы обретали в квартале Монастираки (это по другую, северную сторону Агоры, если идти от Акрополя). В Монастираки сувениры дешевле, чем на Плаке, кстати. И ещё совет для невнимательных туристов: берегитесь белых мимов - люди с белилами на руках и лицах, они изображают статуи, но потом "оживают", подходят к туристам и вынимают деньги (которыми вы собирались расплатиться в сувенирной лавке) прямо из рук. Говорите "охи!" - это "нет" по-гречески.
Далее по программе было посещение музея агоры и его запасников и лаборатории. Музей агоры находится в красивом здании с колоннадой. Это Стоя Аттала, отреставрированная (практически построенная заново) для того, чтобы разместить там музей. Полезные мелочи: Ближайшая станция метро - Монастираки, но можно пешком дойти от Акрополя. В самом левом (если вы лицом к музею) конце колоннады есть фонтанчик с водой и бесплатный туалет!
Музей Агоры посетить рекомендую - он не очень большой, но довольно интересный. На осмотр оставьте час - полтора. Фотографировать без вспышки можно. В музее собрана керамика, монеты и немного статуэток - в основном, вещи, найденные на Агоре и вокруг неё. Там хранятся любопытные чаши (килики), репродуцируемые на греческих эротических календарях. Извиняюсь за качество фото, но всё за стеклом же.
_
Поскольку раскопки на Агоре производит Американский арехологический институт, нас исключительно по знакомству и большому блату пустили на второй раз в реставрационно-консервационную лабораторию Американского археологического института. На галерее второго этажа Стои Аттала обнаружился вот такой Мегас:
Большее внимание в лаборатории уделяется не реставрации, которая может быть неточной и занимает слишком много времени, а стабилизации: приведению артефакта в стабильное состояние, чтобы дальше не разрушался. Реставрации мешает также тот факт, что ушлые греки пускали в дело всё, чтоплохо лежало могло пригодиться: так, осколок амфоры послужил палитрой для художника: на нём сохранились остатки краски с внутренней стороны.
Далее под чутким руководством Марайи Листон мы спустились в подвал - хранилища всего того, что ещё подлежит исследованию или слишком непритязательно для того, чтобы стать музейным экспонатом. Там тонны всяческих амфор, пифосов и разнообразных горшочков!
Доктор Листон рассказывала нам про кости маленьких детишечек, достатые из колодца в укромном уголке Агоры. Я так впечатлилась, что через полтора года написала рассказ Ламии, практически полностью выросший из этой лекции. Ещё показывали череп герула, но, к сожалению, я не могу выложить фото неопубликованных материалов. Зато могу показать вот это: специалисты - умелые ручки реконструировали кожаные ботиночки по модели глиняных, хранящихся в музее Агоры. Меня эти ботиночки страшно умиляют, даже не знаю, почему! Зачем греки делали глиняные ботинки - загадка! Я видела их и в национальном музее, и в Элевсине. На первом фото - глиняный оригинал, на втором - кожаная реконструкция.
Опять же извиняюсь за качество: было темно и толкуче.
_
Дальше мы пошли гулять по агоре, про которую я не стану подробно рассказывать, потому что для туристов там всё-всё подписано. Для посещения агоры нужен билет (покупается в музее) и часов в пять она закрывается, всех выгоняют. Агора - как я уже говорила, древний рынок, а также место для заключения торговых сделок, неспешной беседы и - куда же без этого - совершения приношений богам.
Через агору, не следует забывать, шёл Священный Путь, по которому афиняне поднималась на Акрополь в священные дни фестивалей.
От алтаря 12 богов на агоре отмерялись все расстояниия в Аттике; оттуда же стартовал забег юношей во время Панафинейских игр.
"клепсидра" - всё, что осталось от древних водных часов. "клепсидра" переводится с греческого как "водокрад".
Толос (круглое сооружение) стоит на месте прежнего дома Писистрата. Предназначение круглых зданий в греческой культуре и архитектуре до конца не понято
на памятнике героев-эпонимов раньше размещали объявления о том, что будет обсуждаться на следующем собрании экклезии (ассамблеи).
Мне там больше всего нравятся большие тёплые, поросшие травкой блоки розоватого камня - больше нигде такого не видела!
1.Вид на Агору со второго этажа стои Аттала (смотрим на юг) 2.Вид на Гефестион с агоры 3.вид на Акрополь с агоры
1ю_2._3.
Последним пунктом нашей программы, уже ближе к вечеру, было посещение храма Гефестиона. Внутрь нельзя, можно только погулять вокруг. Подняться туда можно (и нужно) прямо с Агоры, мимо "арсенала". Ошибочно Гефестион называют Тесейоном - храмом Тесея; так же называется ближайщая станция метро. Храм, посвященный богу-кузнецу Гефесту, возвышается над литейным кварталом Афин. Это первый новый храм, воздвигнутый во времена могущества Перикла. Все колонны и фасады выполнены из пентеликонского мрамора. Спереди на метопах изображены подвиги Геракла. Гефестион успел побыть и православной церковью, и музеем - а в настоящее время это самый хорошо сохранившийся храм дорического ордера во всей Греции. Оттуда опять же открывается замечательный вид на Акрополь. А откуда он, скажите мне, НЕ открывается
_
С шести часов по Синтагме - площади перед парламентом - опять ходили толпы недовольных, поэтому мы все перекусили гиро (это вроде шаурмы, только лучше!) где-то на Монастираки и поспешили вернуться в гостиницу. Часов в восемь профессор Х. со стаканчиком бренди в и полным дзеном на лице наблюдал за тем, как внизу протестанты маршируют по Стадиу обратно. Мы смотрели новости ВВС про протесты по телевизору в номере, а озвучка шла с Синтагмы Но, слава богам, всё на этот раз обошлось без жертв.
******************************************************
Греция 2010 - день 5 (7 мая): Афины: Национальный музей, Керамик (и музей), Перипатос (прогулка вокруг Акрополя).
читать дальшеУтро мы снова провели в Национальном археологическом музее (NAM), про который я уже рассказывала тут.
К двум часам дня мы пришли в Керамик, где нам пришлось поторапливаться, потому что в три он уже закрывался.
Современный "керамик" - место древнего кладбища, расположенного рядом с кварталом гончаров и Дипилонскими воротами. В древности кладбище называлось Deimosion Sema - народное захоронение. Сейчас там остались развалины, очень живописная современная церковь Агия Триада (Св.Троицы) и музей.
вид на Керамик и церковь.
В музее стоит посмотреть curse tablets - таблички с проклятиями, а также погребальную урну, в которой возможно покоился прах Алкивиада. Вот она:
Также интересно проследить развитие традиции изображений на мраморных памятниках: в Архаическом периоде на них изображались идеализированные мужчины, занимающиеся охотой или спортом. в Классический же период все чаще появляются изображения женщин и превалируют семейные сцены - возможно, это связано с указом Перикла об ограничении афинского гражданства. В IV под влиянием македонцев памятники снова становятся простыми, украшенными только надписями.
По Керамику довольно интересно погулять и посмотреть на следующие достопримечательности:
1._2.
1.Захоронение 13 спартанцев, погибших в 403 во время обороны Афин... от других спартанцев, ага. Один из погибших был олимпийским победителем! 2. Вид на Дипилонские ворота - вернее, то, что от них осталось.
Вторую часть дня мы провели, совершая Перипатос - "обход вокруг" Акрополя. Это моя любимая часть Афин - во многом из-за того, что за короткое время можно увидеть много разных и интересных вещей, а туристов там очень мало. Не все знают, что вокруг Акрополя можно гулять. В упор не помню, нужны ли входные билеты... кажется, нужны.
Под южными стенами Акрополя в древности располагался "Одеон" Перикла - здание, сооруженное по образцу персидского шатра, где давались пред-показы пьес перед фестивалем Дионисий. Здание было деревянным и в 1 в. н.э. его сожгли, чтобы не досталось Сулле. Сейчас от него ничего не осталось.
Театр Диониса был построен в V в. до н.э. и вмещал 15-17 тыс. зрителей. В нем же проводились народные собрания, перенесенные сюда с Пникса. Первый театр был деревянным, в камень же оделся в IV в. до н.э.
Стоя Эвмена (рядом с Оденом Герода Аттика) длиной в 150 м. - самая длинная в Афинах, построена в IV в. до н.э.
Святилище Асклепия - основано в 420 г. до н.э., когда культ был занесен сюда из Элевсина. Для того, чтобы основать "филиал" культа Асклепия, нужно было доставить из Элевсина его символ - змею.
на западе находится ряд святилищ, посвященных богам и героям: Ипполиту, Афродите Пандемос.
В северных стенах Акрополя видны пещеры, священные для Аполлона Патроса и Пана.
1. _2._ 3._ 4.
1. Театр Диониса 2. Священные пещеры в северном склоне Акрополя 3.Птица удод (в которую превратилась Прокна в той кровавой истории.) 4. То, от чего я тащусь и фанатею: барабаны колонн пре-Парфенона (храма, который был заложен в 480 и должен был быть больше современного Парфенона). Пре-Парфенон был в процессе постройки, когда в 490 г. персы его сожгли. Афиняне встроили барабаны его колонн в защитные стены Акрополя, чтобы они вечно напоминали о том, что афиняне должны отомстить врагам.
***
Вечером я гуляла по Плаке. Ее тоже коснулось неспокойное настроение последних лет. Греческие сувениры очень-очень красивы, а в таких количествах просто сводят с ума. Очень легко представить, что похожим образом выглядели элитные лавки гончаров в древности.
_
Продолжение 1
Продолжение 2
Греция 2010 - день 3 (5 мая): Афины: Пникс, холм Филопаппос, Одеон, Weiner Labs, Ликабетт... и немного современной Греции: агрессивные демонстранты на улицах Афин.
читать дальшеРаненько утром мы пошли на Пникс, расположенный на холме Нимф (Нимфайоне). Вход на Пникс свободный. Это холм, на котором собиралась афинская ассамблея (экклезия): все граждане мужского пола старше 18-ти. Именно здесь вершилась афинская демократия, выступали демагоги. С греческого "пникс" переводится как "людное место". Холм несколько раз подвергался искусственному моделированию ландшафта - его расширяли, а также меняли ориентацию (место, где стоял оратор). К последнему (третьему) периоду существования Пникс вмещал до 10 000 чел. После того, как построили театр Диониса, ассамблемя переместилась туда, а Пникс потихоньку проседал и подвергался эрозии. С "бемы" - места оратора - видны Агора и Акрополь. В скале рядом с бемой сделаны углубления под вотивные приношения (votives) для Зевса.
На Пниксе в такую рань не было ни души, не считая бродячих собак.
1.модель последней стадии Пникса в запасниках музея Агоры 2. "бема" - место оратора. 3. Вид на Афины (в сторону агоры) с Пникса.
1._2._3.
С Пникса мы отправились на другой холм - Филопаппос (тот, который с аркой на вершине). В этот день, 5 мая, проходила общегреческая забастовка, поэтому не работали никакие сайты и музеи и мы лазили только по тем местам, куда доступ не ограничен. По дороге мы увидели то, что называется "тюрьмой Сократа", но таковой не является. На деле это пещеры, в которых прятались греки во время оккупации.
Далее мы поднялись на Филопаппос, также называющийся Холмом Муз (Мусейон). Вход туда свободный. Подняться туда очень рекомендую - но запаситесь водой и терпением: это самый высокий после Ликабетта холм в исторической части Афин, идти достаточно долго, а подъём крутой.
Про того, кто воздвиг триумафльную арку, на самом деле почти ничего не известно. Звали его Гай Антиох Филоппаппос, жил он в 2-м веке н.э и явно был меценатом для Афин. Какой именно триумф здесь увековечен, тоже никто не знает.
Главное - с Филопаппоса открывается обалденно красивый вид на Афины и на Акрополь! Нам удалось снять уникальные кадры: безлюдный Акрополь без десятков туристов на стенах. Всё благодаря забастовке!
__
Следующим объектом, доступным в день забастовки, был Одеон Герода Аттика прямо под южными стенами Акрополя - тот, что я уже показывала в прошлом посте.
Сам Герод Аттик жил во времена императора Адриана. Аттик был богатейшим человеком в Греции и меценатом для Афин. Афинянам, однако, он почему-то не нравился: его обвиняли в тирании и распустили слухи, как будто бы его беременную жену забили насмерть по его приказанию. Скорее всего, это клевета.
От Одеона мы прошли обратно в гостиницу по улице Треножников (odos Tripodwn), где находится монумент Лисикрата. Это памятник хорегу, который спонсировал хор, победивший на соревнованиях хоров в Одеоне. Раньше такие треножники хорегов-победителей стояли вдоль всей улицы Треножников, но до наших дней сохранился лишь этот.
Служба службой, а обед по расписанию... однако к обеду демонстрация противников жёстких экономических мер набирала обороты и массу. Пока что демонстранты были мирными. Не меня одну немножко нервировал тот факт, что машрировали сии недовольные от Омонии к Синтагме по улице Стадиу, то есть мимо нашей гостиницы.
Днём мы нанесли визит в посольство Канады в Греции в тихом квартале, где послушали интересную лекцию о политике. Однако современная Греция наступала нам на пятки всё настойчивей: пока мы сидели и пили холодную газировку с печенюшками в посольстве, одни из служащих сообщил, что демонстрация стала агрессивной, и что говорят о пожаре в центре. Мы выглянули из окошка... с одной стороны была стеклянная фигура бегуна, а сдругой - дым в тех краях, где наша гостиница.
Нас, однако, заверили, что мы в безопасном месте и посоветовали переждать. Ещё немножко рассказали про то, как неэффективна в Греции исполнительная власть. Оказывается, если запарковался неправильно или превысил скорость и полицейский хочет взять с тебя штраф, можно упорно отвечать на английском и тогда рано или поздно он от тебя отвяжется.
Тем временем внезапно (!) тот же служащий принёс нерадостный апдейт: что в центре есть человеческие жертвы... и что посольство эвакуируется - так что идите, мол, ребята, на все четыре стороны с нашей безопасной территории
Ну, нас послали, и мы пошли
Пошли мы в сторону Weiner Labs тоже в тихом квартале неподалёку. Это лаботатория остеологии и биоахреологии при Американском Археологическом институте в Афинах. Там нас встретила Марайя Листон, остеолог. Она рассказала, что лаборатория намеренно не оснащена навороченной аппаратурой, чтобы сделать её доступной для студентов, которые проходят курсы при ААИ. Я бы могла остаться там до вечера, если бы позволили: там и модели + образцы костей, и камней, и ракушек... и пигменты! Над пигментами я зависла минут на двадцать, пока всё не записала. Там даже есть нечто порошкообразное под названием "кровь дракона"
_
Демонстрация понемногу утихомиривалась, но нам рекомендовали переждать ещё пару часиков, прежде чем отправляться в гостиницу. Что нужно делать в ситуации со многими неизвестными? Правильно, занять ключевую высоту! Ключевая высота - это, конечно же, холм Ликабетт (Lykavittos) - тот, который с маленькой беленькой церквушкой наверху.
На Ликабетт ведёт довольно длинная мощёная дорожка ПЛЮС там есть фуникулёр! Чтобы попасть на фуникулёр, надо вовремя его заметить! Как увидите по правую руку (со стороны холма) сувенирную лавочку - вам туда и надо! Если вы это проскочите и обнаружите, что идёте вперёд одни вы, а все остальные спускаются навстречу - значит, вы уже на долгом пешем пути к вершине На самом деле, пеший путь прекрасен. На каждом повороте дороги мощёной скользким (зараза!) от прикосновения тысячи ног камнем (на поворотах заноооосит!) вид становится всё красивей и красивей, так что дух захватывает!
На вершине есть маленькое кафе и маленькая же церковь с отдельно стоящей колокольней. Оттуда открывается хороший вид на Афины. Мы стояли, пока не уверились, что дым со стороны нашей гостиницы больше не валит... а я думала о том, что Акрополь возносится над городом не только в пространстве, но и во времени. Все эти современные протесты совершенно его не трогают, слава богам. И ещё я думала о том, что историки античности вот так же остаются в стороне от современных волнений - а это, быть может, уже не так хорошо, ведь современные Афины огромны и тоже полны жизни, проблем и радостей, которые должны бы касаться каждого.
___
Неспешно спустившись с Ликабетта (факин скользкий камень!), мы стали возвращаться. Профессор Д. отважно вела нас в сторону гостиницы какими-то совершенно окольными и неописуемыми для меня путями, чтобы избегнуть Синтагмы, где, как нам сказали, распылили слезоточивый газ. Я ещё больше зауважала эту отважную женщину! Мы пересекли главную широкую улицу к югу от Синтагмы, по пути обойдя парочку сгоревших автомобилей. Там было странно безлюдно, а движение - перекрыто. К нам привязалась стая бродячих собак, которых я боюсь больше, чем демонстрантов, и эскортировала всю группу до самой гостиницы... которая была целой и невредимой, только вот вокруг входа стоял кордон омоновцев. Профессор Д. объяснила им, что мы канадо туристо, и нас пустили в безопасность за коваными решётками.
Как мы узнали чуть позже, загижательной смесью закидали банк на другой стороне улицы через три дома от нашей гостиницы. Три человека погибло. Потом там появилась груда цветов от сочувтсвующих и раскаявшихся. На следующей день мы прогулялись по ул.Стадиу и обнаружили, что почти все стеклянные витрины, незащищённые решётками, были разбиты.
Вот такие Афины.
Я как зашла в номер, так сразу хлебнула из горла заранее заначенной (слава Зевесу) бутылочки узо, и мне полегчало. Очень
****************************************************************
Греция 2010 - день 4 (6 мая): Афины: Национальный музей, музей агоры ака Стоя Аттала (+запасники и реставрационно-консервационная лаборатория), агора и Гефестион.
читать дальше
фото с Вики
Всё утро (до полудня) мы провели в Национальном археологическом музее (NAM). Если вы будете в Афинах и если вас интересует история античности, в национальный музей надо сходить обязательно! Адрес: 44 Patission Street, надо от площади Омония идти по улице либо какого-то там сентября, либо какого-то октября на запад )) на любой карте музей отмечен, ближайщая станция метро - Омония. Билеты стоят смешных денег (3 евро для студентов с ISIC) и очередь всегда движется быстро. (цена билетов и график работы) Фотосъёмка бесплатная, но нельзя снимать со вспышкой. Мы осматривали музей за два дня, потому что он огромный! Там легко можно провести весь день - или два раза по три-четыре часа.
В богатейшей коллекции музея собраны экспонаты не только из Афин, но и со всей Греции. Музей включает в себя собрание керамики, броновых и мраморных скульптур, артефактов с раскопок Шлимана в Микенах (в т.ч. знаменитая маска Агамемнона и ритон в виде бычьей головы), а также специальный отдельный зал, посвященный древней Тере и Акротири. Фрески там - копии с оригиналов, хранящихся в музее Ираклиона, но всё остальное - настоящее. Это, наверное, для меня самая любимая и интересная часть музея. Самые знаменитые экспонаты - это Зевс/Посейдон с Артемизиона, дипилонский кратер (погребальная отметка для мужчины) и дипилонская амфора (погребальная отметка для женщины), курос с Суниона, Афродита с сандалькой (официально называющаяся "Афродита, Пан и Эрос"), а также мальчик на лошади, который мне лично всегда напоминает Александра на Буцефале.
Из моих личных предпочтений отмечу, что стоит посмотреть на модель нескольких стадий изготовления бронозовых статуэток методом выплавляемых фигур (lost wax method) в одном из залов с бронзой и керамикой на втором этаже; а также на оголовки стрел из Фермопил.
После пищи для души всегда хочется пищи для тела )) оную мы обретали в квартале Монастираки (это по другую, северную сторону Агоры, если идти от Акрополя). В Монастираки сувениры дешевле, чем на Плаке, кстати. И ещё совет для невнимательных туристов: берегитесь белых мимов - люди с белилами на руках и лицах, они изображают статуи, но потом "оживают", подходят к туристам и вынимают деньги (которыми вы собирались расплатиться в сувенирной лавке) прямо из рук. Говорите "охи!" - это "нет" по-гречески.
Далее по программе было посещение музея агоры и его запасников и лаборатории. Музей агоры находится в красивом здании с колоннадой. Это Стоя Аттала, отреставрированная (практически построенная заново) для того, чтобы разместить там музей. Полезные мелочи: Ближайшая станция метро - Монастираки, но можно пешком дойти от Акрополя. В самом левом (если вы лицом к музею) конце колоннады есть фонтанчик с водой и бесплатный туалет!
Музей Агоры посетить рекомендую - он не очень большой, но довольно интересный. На осмотр оставьте час - полтора. Фотографировать без вспышки можно. В музее собрана керамика, монеты и немного статуэток - в основном, вещи, найденные на Агоре и вокруг неё. Там хранятся любопытные чаши (килики), репродуцируемые на греческих эротических календарях. Извиняюсь за качество фото, но всё за стеклом же.
_
Поскольку раскопки на Агоре производит Американский арехологический институт, нас исключительно по знакомству и большому блату пустили на второй раз в реставрационно-консервационную лабораторию Американского археологического института. На галерее второго этажа Стои Аттала обнаружился вот такой Мегас:
Большее внимание в лаборатории уделяется не реставрации, которая может быть неточной и занимает слишком много времени, а стабилизации: приведению артефакта в стабильное состояние, чтобы дальше не разрушался. Реставрации мешает также тот факт, что ушлые греки пускали в дело всё, что
Далее под чутким руководством Марайи Листон мы спустились в подвал - хранилища всего того, что ещё подлежит исследованию или слишком непритязательно для того, чтобы стать музейным экспонатом. Там тонны всяческих амфор, пифосов и разнообразных горшочков!
Доктор Листон рассказывала нам про кости маленьких детишечек, достатые из колодца в укромном уголке Агоры. Я так впечатлилась, что через полтора года написала рассказ Ламии, практически полностью выросший из этой лекции. Ещё показывали череп герула, но, к сожалению, я не могу выложить фото неопубликованных материалов. Зато могу показать вот это: специалисты - умелые ручки реконструировали кожаные ботиночки по модели глиняных, хранящихся в музее Агоры. Меня эти ботиночки страшно умиляют, даже не знаю, почему! Зачем греки делали глиняные ботинки - загадка! Я видела их и в национальном музее, и в Элевсине. На первом фото - глиняный оригинал, на втором - кожаная реконструкция.
Опять же извиняюсь за качество: было темно и толкуче.
_
Дальше мы пошли гулять по агоре, про которую я не стану подробно рассказывать, потому что для туристов там всё-всё подписано. Для посещения агоры нужен билет (покупается в музее) и часов в пять она закрывается, всех выгоняют. Агора - как я уже говорила, древний рынок, а также место для заключения торговых сделок, неспешной беседы и - куда же без этого - совершения приношений богам.
Через агору, не следует забывать, шёл Священный Путь, по которому афиняне поднималась на Акрополь в священные дни фестивалей.
От алтаря 12 богов на агоре отмерялись все расстояниия в Аттике; оттуда же стартовал забег юношей во время Панафинейских игр.
"клепсидра" - всё, что осталось от древних водных часов. "клепсидра" переводится с греческого как "водокрад".
Толос (круглое сооружение) стоит на месте прежнего дома Писистрата. Предназначение круглых зданий в греческой культуре и архитектуре до конца не понято
на памятнике героев-эпонимов раньше размещали объявления о том, что будет обсуждаться на следующем собрании экклезии (ассамблеи).
Мне там больше всего нравятся большие тёплые, поросшие травкой блоки розоватого камня - больше нигде такого не видела!
1.Вид на Агору со второго этажа стои Аттала (смотрим на юг) 2.Вид на Гефестион с агоры 3.вид на Акрополь с агоры
1ю_2._3.
Последним пунктом нашей программы, уже ближе к вечеру, было посещение храма Гефестиона. Внутрь нельзя, можно только погулять вокруг. Подняться туда можно (и нужно) прямо с Агоры, мимо "арсенала". Ошибочно Гефестион называют Тесейоном - храмом Тесея; так же называется ближайщая станция метро. Храм, посвященный богу-кузнецу Гефесту, возвышается над литейным кварталом Афин. Это первый новый храм, воздвигнутый во времена могущества Перикла. Все колонны и фасады выполнены из пентеликонского мрамора. Спереди на метопах изображены подвиги Геракла. Гефестион успел побыть и православной церковью, и музеем - а в настоящее время это самый хорошо сохранившийся храм дорического ордера во всей Греции. Оттуда опять же открывается замечательный вид на Акрополь. А откуда он, скажите мне, НЕ открывается
_
С шести часов по Синтагме - площади перед парламентом - опять ходили толпы недовольных, поэтому мы все перекусили гиро (это вроде шаурмы, только лучше!) где-то на Монастираки и поспешили вернуться в гостиницу. Часов в восемь профессор Х. со стаканчиком бренди в и полным дзеном на лице наблюдал за тем, как внизу протестанты маршируют по Стадиу обратно. Мы смотрели новости ВВС про протесты по телевизору в номере, а озвучка шла с Синтагмы Но, слава богам, всё на этот раз обошлось без жертв.
******************************************************
Греция 2010 - день 5 (7 мая): Афины: Национальный музей, Керамик (и музей), Перипатос (прогулка вокруг Акрополя).
читать дальшеУтро мы снова провели в Национальном археологическом музее (NAM), про который я уже рассказывала тут.
К двум часам дня мы пришли в Керамик, где нам пришлось поторапливаться, потому что в три он уже закрывался.
Современный "керамик" - место древнего кладбища, расположенного рядом с кварталом гончаров и Дипилонскими воротами. В древности кладбище называлось Deimosion Sema - народное захоронение. Сейчас там остались развалины, очень живописная современная церковь Агия Триада (Св.Троицы) и музей.
вид на Керамик и церковь.
В музее стоит посмотреть curse tablets - таблички с проклятиями, а также погребальную урну, в которой возможно покоился прах Алкивиада. Вот она:
Также интересно проследить развитие традиции изображений на мраморных памятниках: в Архаическом периоде на них изображались идеализированные мужчины, занимающиеся охотой или спортом. в Классический же период все чаще появляются изображения женщин и превалируют семейные сцены - возможно, это связано с указом Перикла об ограничении афинского гражданства. В IV под влиянием македонцев памятники снова становятся простыми, украшенными только надписями.
По Керамику довольно интересно погулять и посмотреть на следующие достопримечательности:
1._2.
1.Захоронение 13 спартанцев, погибших в 403 во время обороны Афин... от других спартанцев, ага. Один из погибших был олимпийским победителем! 2. Вид на Дипилонские ворота - вернее, то, что от них осталось.
Вторую часть дня мы провели, совершая Перипатос - "обход вокруг" Акрополя. Это моя любимая часть Афин - во многом из-за того, что за короткое время можно увидеть много разных и интересных вещей, а туристов там очень мало. Не все знают, что вокруг Акрополя можно гулять. В упор не помню, нужны ли входные билеты... кажется, нужны.
Под южными стенами Акрополя в древности располагался "Одеон" Перикла - здание, сооруженное по образцу персидского шатра, где давались пред-показы пьес перед фестивалем Дионисий. Здание было деревянным и в 1 в. н.э. его сожгли, чтобы не досталось Сулле. Сейчас от него ничего не осталось.
Театр Диониса был построен в V в. до н.э. и вмещал 15-17 тыс. зрителей. В нем же проводились народные собрания, перенесенные сюда с Пникса. Первый театр был деревянным, в камень же оделся в IV в. до н.э.
Стоя Эвмена (рядом с Оденом Герода Аттика) длиной в 150 м. - самая длинная в Афинах, построена в IV в. до н.э.
Святилище Асклепия - основано в 420 г. до н.э., когда культ был занесен сюда из Элевсина. Для того, чтобы основать "филиал" культа Асклепия, нужно было доставить из Элевсина его символ - змею.
на западе находится ряд святилищ, посвященных богам и героям: Ипполиту, Афродите Пандемос.
В северных стенах Акрополя видны пещеры, священные для Аполлона Патроса и Пана.
1. _2._ 3._ 4.
1. Театр Диониса 2. Священные пещеры в северном склоне Акрополя 3.Птица удод (в которую превратилась Прокна в той кровавой истории.) 4. То, от чего я тащусь и фанатею: барабаны колонн пре-Парфенона (храма, который был заложен в 480 и должен был быть больше современного Парфенона). Пре-Парфенон был в процессе постройки, когда в 490 г. персы его сожгли. Афиняне встроили барабаны его колонн в защитные стены Акрополя, чтобы они вечно напоминали о том, что афиняне должны отомстить врагам.
***
Вечером я гуляла по Плаке. Ее тоже коснулось неспокойное настроение последних лет. Греческие сувениры очень-очень красивы, а в таких количествах просто сводят с ума. Очень легко представить, что похожим образом выглядели элитные лавки гончаров в древности.
_
Продолжение 1
Продолжение 2
@темы: Греция