Жизни лишь только до медных труб, дальше - легенда (с) О. Медведев
Мы на острове Койонсаари.
Ну, вернулся из сказки, а может, из рая.
И закончились пляски меж сосен и скал.
Я вернулся. Но как я теперь распознаю
Я вернулся домой иль из дома удрал?..
Представьте себе место, где гнездятся золотые рыбки.
Их не надо ловить. Они просто снуют в ладожской воде - невидимые, неуловимые, но слышающие каждое твое желание.
Остров исполнения желанийПредставьте себе место, где вдобавок к рыбкам живут кудесники. И остров оттого так пропитался чудесами, что желания исполняются здесь сами собой, нужно только сказать, чего хочешь.
Не верите? А мы там были.
Но дело не в том, верите вы или нет.
Вы скажите, легко ли вам было бы сесть на автобус и укатить с такого острова?
Еще пара слов.Конечно, желать в таком месте нужно осторожно и... ненастрыно, а шутя.
Ей-ей, едва мы приехали, Джамила предупредила нас, что Ин-лак-еш - это время, когда стремительно сбывается загаданное. И стоит не один раз подумать, на самом ли деле нам так уж надо то, что мы хотим...
Немного об Ин-лак-еше. Ин-лак-еш - это фестиваль, который проводится организацией "Танцы Всеобщего мира". Ин-лак-еш - это приветствие на языке североамериканских индейцев. При встрече они говорят друг другу: инлакеш айлакеш - ты - мое другое я. На фестиваль этот, где проходят различные духовные практики, съезжаются люди отовсюду. И из США, и из всех городов России и ближнего зарубежья. И на земле, где проходит Ин-лак-еш сбываются желания.
Но дело не в том, что желания сбываются. А в том, что ты ходишь по земле, пропитанной волшебством. В том что ты бегаешь по ней и на ней танцуешь.
Как на духу скажу: само собой выходит, что желаешь чего-либо только по необходимости и не очень-то спешишь пользоваться правом исполнения загаданного. Но когда знаешь, что стоит сказать: "Хочу..." и начнутся настоящие чудеса... очень непросто уйти от такого источника.
Уйти от этих людей, с этой земли, где "умение удивляться" воскресает само собой.
Там небо рисует для тебя и на сосновой коре проступает странная вязь. Там за пару дней ставят на ноги при начинающемся бронхите, там на скалах можно встретить шамана и йога, который всего за два часа поможет устранить проблему, давно мучившую тебя...
Эх, не могу я объяснить. Участие в собственной жизни при этом не только не отменяется, а стократ усиливается. Но там, где один ты бы колупался два года, падая, и снова вставая, тебе не дают даже толком коснуться земли, просто поднимают на руки и выносят туда, куда ты стремишься - такая там мощная поддержка... и даже трудно сказать чья - эгрегориальная, наверное...
К слову и кот ученый там на цепи сидит. А цепь на сосне, а сосна на скале.
И в воздухе снуют невидимые, но точно золотые рыбки.
Кстати, о рыбках. Забрать бы их в город. Это можно, пожалуй, вот только... золотые рыбки на посылках - это экологическая фигня. От этого только корыта разбитые, а то и еще чего разбитое - помасштабней.
И все же... сохранить Койонсаари в сердце и поделиться им. Поделиться Ин-лак-ешем.
А золотым рыбкам предоставить полную свободу... исполнить это нескромное желание!
Про пищу недуховную и карма-йогу.
Я и правда зову туда желающих. И потому нужны подробности. В них все дело. Вдруг кому-то не захочется туда после моего рассказа.
"Три раза в день питание""Три раза в день питание"Самое, возможно, для кого-то напряжное - питание там вегетарианское. Из мяса - соя. Но это вкусно. В столовке много салатов - как правило, два-три вида на выбор, подливки всякие: соевые, грибные, фасолевые.
Если вегетарианство на десять дней не входит в ваши планы, везите мясо с собой. Афишировать мясоедние, разумеется не надо. В этом году чье-то мясоедство проафишировала моя собака, сперев у незадачливых неизвестных банку паштета. До сих пор ржу, хотя и ругал Лили, но эта банка в зубах, не съеденная по дороге, а притащенная хозяину: открой, мол, крышку пошире, съедим вместе, вызвала у меня приступ неудержимого внутренного веселья.
Итак, на ИнЛак-Еше две кухни - кришнаитская и "наша" - русская. У кришнаитов дороже.
Если хочешь от пуза наесться бесплатно, валяй на кармо-йогу. Кармоеги, кармоёжки все готовят для кормёжки. Короче, режут салатики, чистят картофель, парни моют котлы и т.п. Помощники только закладку продуктов не производят и не продают ничего, а так работают на всю катушку. В дружной компании - это весело и ненапряжно. А кормят кармоёгов, как я уже говорил, бесплатно.
Питание трехразовое, недорогое. Всегда (ну почти всегда) есть выбор.
И на что я в городе без мяса жить не мог, эти дни выдержал легко. О мясе даже не вспомнал.
На ИнЛак-Еше работает лавочка, в ней продают сладкое - тортики, "Торнадо", сгущенку, соки, шоколад. Словом, кадавры удовлетворены желудочно по самое не могу.
Ин-лак-еш - Практики.
Уже в день открытия ИнЛакЕша на стенде появляется расписание всевозможных практик с указанием имени ведущих и времени проведения занятий.
Практик - хоть отбавляй! То есть, я погорячился, разумеется, отбавлять не надо, но вот с выбором могут возникнуть проблемы. Скажем, в одно и то же время идут тренировки по у-шу у Сумирана и Яр-йога у Владимира Калабина - что выбрать?
Или вот "Игры с Гаем" совпадают с танцами живота, а те в свою очередь с парной йогой. А классическая йога накладывается на индийские танцы, дыхание позвоночника и занятия барабанщиков.
ПрактикиТолько для танцев всеобщего мира выделено отдельное время - с 21.00. И в это время практик не бывает. Правда... но об этом чуть позже.
А ведь еще хочется и с Греем на байде сходить вокруг островов. Но практики, концерты, танцы, лотерея - чем-то приходится жертвовать, чтобы выкроить время. Нам пришлось пожертвовать сном в последнюю ночь и церемонией закрытия ИнЛакЕша - огромный прощальный костер на ладожском побережьи мы видели с воды. Но это уже другая глава - "Романтика" называется. И не написана еще глава "Чудеса". Так что пока - практики.
Едва на ИнЛакЕше появился Владимир Калабин, как самая первая практика стала начинаться в 6 часов утра. Это сильно, согласитесь. Но желающие были, и немало.
До этого самым ранним - в 8.15 был "Бег силы". Что это такое не спрашивайте. Ваш покорный слуга так рано встать оказался неспособен.
Самым ранним поъемом для меня был подъем в 8.30, когда я-таки пришел на тренировку по тайцзи, которую вел Федор. И все. В связи с собачьими перепитиями и приездом Жени Аверина я раньше четырех утра спать ложился редко. Вставал сответственно к завтраку - в 10.00, если вставал.
Но с десяти утра практики набирали обороты. Тут тебе и классическая йога, и индийские танцы, и дыхание позвоночника и рейки, и прочее, прочее, прочее.
Расписание занимало весь не такой уж маленький стенд.
Я ходил попеременно то на йогу, то на танцы, один раз на театральные импровизации, иногда ходил на сатсанги Сумирана. А вечером - на у-шу, был и у Калабина на Яр-йоге, один раз дошел до Камала, но слушать не остался - маленькое помещение было забито до отказа. Иногда я просто праздно шлялся, наблюдая за арабскими танцами, например, но это уже будет другая глава, пожалуй...
И все же из этой другой главы я пару слов скажу о том, куда можно было пойти в 21.00 помимо танцев. А пойти можно было на церемению чаепития к Шоле. И, право, не знаю, в какой главе писать об этом? Романтика и развлечения? Чудеса? Магия? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, "Чаепитие у Шолы" - это отдельная глава ИнЛакЕша.
Инлакеш. Чайная церемония. Желтый чай. Записки дилетанта.
Серия первая. Как я на чайную церемонию записался, это отдельная глава, но пусть она останется непрочитанной никем. Потому что я напал на человека сзади и тогда, когда человек этого совсем не ожидал. И позвольте мне опустить подробности. Впрочем, если вы будете сильно настаивать, все расскажу при личной встрече!
Вы знаете, что такое типи? Видели фильм про Простоквашино? Так вот фигвам, который там на печке нарисован, это типи и есть. Наш типи был оранжевый. Так и говорили: "Чаепитие у Шолы в оранжевом типи". Для русского уха смешно звучит, пожалуй... что еще за оранжевый тип?
Вход в типи нетипичный. Для нетипи, разумеется, а для типи самый обыкновенный - в полный рост не войдешь. Так что, слегка преувеличив, можно сказать, что в типи нужно заползать.
Однако рассядемся уже. В типи влезают человек 12-14. Влезают, рассаживаются - на пенках, сидюшках, маленьких стульчиках. И тут начинается... впрочем, какое там начинается! - дождь давно идет, и вовсю продолжается: он не начинается, он усиливается. В дыру между сосновыми жердинами капает вода. На земляном полу появляются ручейки. Наконец мужественному молодому человеку удается, поколдовав над жердью под проливным дождем, уменьшить дыру настолько, что сверху уже не капает...
Люди сидят по кругу, уют создают имровизированные занавески - развешанные за нашими спинами платки, платки эти воображение преобразует в живые стенки с цветами, бабочками и ящерицами; да-да, я помню, на них был другой узор, но много ли воображению надо?
...Голос у Шолы тихий, она колдует над чаем и ведет неспешный рассказ. О свойствах чая, об истории чая, о секретах варки, о людских предпочтениях. Так выясняется, что пуэр - настоящий черный чай, предпочитают люди, которым не хватает умиротворения, покоя в душе.
Может быть, может быть... только по-моему, если чай готовит Шола, то покой снизойдет на тебя раньше, чем ты сделаешь первый глоток. Мягкие, "наполненные" руки, совершающие пасы сродни магическим, завораживающие движения: вот Шола переливает заварку, водя носиком чайника по часовой стрелке. Вот из двух маленьких стеклянных кувшинов - чахаев - разливает чай по пиалам, и две струи напоминают скромные мини-водопады... вот ставит пиалы на блюдца в форме лодки, вот лодки плывут к нам по полукругу - их передают из рук в руки, а Шола шутит, что ей уже предложили заполнить типи водой и пускать пиалы в плавание на блюдцах-лодках.
...Перед тем, как начинается медитативный процесс заваривания, мы нюхаем сам чай - желтый, красиво оформленный пакетик "плывет" по кругу. Чуть позже мы рассматриваем и чаинки и даже жуем их, о вкусе мне говорить трудно - по мне так чай и чай, вкус ему приписывает все то же воображение. Вкус мягкой таинственности чайного поцелуя. О, как.
Чай, который у нас пиалах, называется желтый, и не зря. Цвет у него бледно-желтый, сам чай прозрачный и почти не терпкий на вкус.
Снаружи льет ливень. Мы вдыхаем аромат чая, подносим пиалы к губам, а потом так же на бело-голубых "лодках" возвращаем их Шоле. И она снова заваривает и разливает чай, пуская пиалы по кругу.
Чай после каждой заварки вкус немного меняет. Но дело не только во вкусе. Чай - это легкий наркотик.
После шестой или восьмой пиалы - увы, не помню, сколько их было, чувство умиротворенности сменяется желанием шутить и смеяться, руки сами тянутся к деревянной резной фигурке - символу или оберегу сегодняшнего чаепития. Маленький - в треть ладони - похожий одновременно на обаятельного Страшилу и доброго ежика из мультика то ли дед, то ли лесовик, то ли еще какое существо хитро смотрит на нас и улыбается в нежно поглаживающие его пальцы. А какой от него запах! А еще внутри у него что-то бренчит...
Степень нашего чайного опьянения, думаю, вы можете представить в достаточной мере.
Слегка под шофе мы и уходим из типи, прощаясь с готеприимной хозяйкой. Перевернуты на "лодках" пиалы... не все, впрочем. Я, например, не знал о таком обычае - переворачивать пиалы по окончании церемонии, да и до сих пор толком не знаю...
А еще я не помню, кончился ли тогда дождь и когда кончился.
Влияние желтого чая, не иначе...
Серия вторая. Красный чай.
На эту церемонию я отправился уже один. Без Натки и Янки. Янка и с самого начала на нее не записывалась. А Натали, попросив у Грея отвертку, сидела в палатке и разбирала цифровой фотоаппарат, который умудрилась макнуть в Ладогу. Какое уж тут чаепитие. Никого к себе девушка не подпускала, и надо сказать справилась с квестом на десять баллов.
Так что я отправился в типи один, без друзей.
На этот раз вода была не из термосов, как тогда, когда мы пили желтый чай. Нет, вода закипала в круглом котле на костре, разложенном посередине типи.
И вот в этом ее закипании вся суть.
Оказывается, кипятков бывает несколько: первый, второй и третий. И мне очень жаль, что у меня под рукой не было диктофона, потому что то, как описывала эти кипятки Шола, стоило записать. Ты еще не видишь, как это бывает своими глазами, но описания настолько точны и - не побоюсь этого слова - высокохудожественны, что внутреннему взору картина открывается очень даже ясная. Я запомнил только, что есть момент, когда пузырьки собираются в бусы, и это безумно красиво.
Но о кипятках. Первый кипяток... м-да, я вычитал, что пузырьки мелкие, похожи на рачьи глаза. И немного слышен звук. И этот кипяток непременно отливают в чахай - кувшинчик, в который заваренный в чайнике чай переливается перед разливанием по чашкам. Так сохраняется "молодость" воды.
Второй кипяток - это тот самый, про который Шола говорит, что пузырьки собираются в бусы или в жемчужные нити. Вода начинает "щелкать". Вот как увидите-услышите, выливайте туда первый кипяток из чахая. Таким образом, как я понял, происходит омолаживание воды. Вместе с тем кипение замедляется. Дальше - если ничего не путаю, дожидаемся "шума ветра в соснах", берем щипчики... впрочем, эван я куда рванул... вернусь-ка я к Мастеру. Шола берет щипцы для чая, и как бы вращает воду, закручивая в ней воронку, а потом в воду высыпает чай.
Вот не знаю, о чем рассказывать в первую очередь: о кипятке или о предварительной подготовке чая. Закончу, пожалуй, с кипятком. Воде ни в коем случае нельзя давать забурлить, нужно снять ее с огня раньше. Бурлящая вода считается старым кипятком, и такой кипяток для заварки непригоден, его даже считают вредным.
Увлекшись кипятками, я, конечно, упустил все остальное: больно уж красиво: "шум ветра в соснах", "жемчужные бусы", ну да вернусь все же к нашему "аз".
Красный чай из пакетика пах божественно - никаких добавок он, разумеется, не содержал, но пах фруктами, черносливом.
Шола чайный лист размочила (я тут вычитал, что эта процедура проводится в гайвани); нужно, было чтобы намокла каждая чаинка. И потом уже этот размокший чай, формируя ком, бросают в кипяток.
Словом, магия, господа. Жесткая магия! Но безумно красивая.
И снова был чай по кругу. В этот раз лодки плыли действительно по кругу, потому что справа от Шолы сидела кормящая мать, и она чай, разумеется не передавала. Чай позже стала передавать ее подруга, но сначала лодки с пиалами плыли по кругу.
По вкусу китайский красный чай напоминал "русский" черный. И по правде говоря аромат сухого чая у "мокрого" чая не сохранился. Или я был невнимателен?
Кто-то конспектировал рассказ Шолы, кто-то ворожил над живым огонем, подбрасывая дрова, поудобней закрепляя котел на шнуре или наоборот, ворошил угли, успокаивая огонь...
Шола говорила о названиях чая. О том, как иногда люди, услышав про красный чай, решают, что речь идет о каркадэ; о том, как чай собирают и обрабатывают, о том, какой чай какими свойствами обладает. Я и знал-то до этого зеленый да белый чай. Ну, еще желтый. Оказалось, бывает чай оранжевый. И бирюзовый. Последний меня заинтриговал - целебный и, если не ошибаюсь, повышающий степень осознанности.
...Эх, мелькают воспоминания, да разве все за хвост ухватишь?!
Вот например, красный чай Шола использовала не весь, признаться чай и так получился крепким. А то говорят, иной раз переборщишь с тем же зеленым, и никакой водки не надо. Чаем можно даже отравить. Очень просто. Если хороший чай настаивать, как это советуют в аннотациях на некоторых пакетиках 3-5 минут, то им можно угощать врага... Чай настаивается совсем недолго, потом сразу разливается, а чайник доливают водой: вот заваривается чай многократно, меняя свой вкус. Правда, это не относилось к чаю, который пили мы, этот чай Шола варила, а не заваривала.
Хм. Надеюсь, я ничего не путаю.
Еще Шола говорила о свойствах глинянныж чайников. Если для каждого сорта чая использовать отдельный чайник, а после использования чайник не мыть, только вынимать из него заварку, то в конце-концов чайник становится "волшебным" - наливаешь кипяток в пустой чайник, а получается чай.
...Не знаю, хорошо это или нет, что я не соблюдаю хронологическую последовательность в своем рассказе, я даже не знаю, удалось ли мне хоть сколько-нибудь передать атмосферу нашего второго чаепития, я много упускаю, но уж больно огорошили меня "тонкие звуки первый настройки", первого кипятка - и то, что его рождение распознается на слух, и бусы из воды, и "шум ветра в соснах".
А сосны и, правда, шумели. Снаружи. И был ясный вечер. В небольшое импровизированное окошко вверху оранжевого типи заглядывало синее небо. 15 июля в десять часов вечера на Койонсаари еще было светло.
]
Фото Джамилы
Ну, вернулся из сказки, а может, из рая.
И закончились пляски меж сосен и скал.
Я вернулся. Но как я теперь распознаю
Я вернулся домой иль из дома удрал?..
Представьте себе место, где гнездятся золотые рыбки.
Их не надо ловить. Они просто снуют в ладожской воде - невидимые, неуловимые, но слышающие каждое твое желание.
Остров исполнения желанийПредставьте себе место, где вдобавок к рыбкам живут кудесники. И остров оттого так пропитался чудесами, что желания исполняются здесь сами собой, нужно только сказать, чего хочешь.
Не верите? А мы там были.
Но дело не в том, верите вы или нет.
Вы скажите, легко ли вам было бы сесть на автобус и укатить с такого острова?
Еще пара слов.Конечно, желать в таком месте нужно осторожно и... ненастрыно, а шутя.
Ей-ей, едва мы приехали, Джамила предупредила нас, что Ин-лак-еш - это время, когда стремительно сбывается загаданное. И стоит не один раз подумать, на самом ли деле нам так уж надо то, что мы хотим...
Немного об Ин-лак-еше. Ин-лак-еш - это фестиваль, который проводится организацией "Танцы Всеобщего мира". Ин-лак-еш - это приветствие на языке североамериканских индейцев. При встрече они говорят друг другу: инлакеш айлакеш - ты - мое другое я. На фестиваль этот, где проходят различные духовные практики, съезжаются люди отовсюду. И из США, и из всех городов России и ближнего зарубежья. И на земле, где проходит Ин-лак-еш сбываются желания.
Но дело не в том, что желания сбываются. А в том, что ты ходишь по земле, пропитанной волшебством. В том что ты бегаешь по ней и на ней танцуешь.
Как на духу скажу: само собой выходит, что желаешь чего-либо только по необходимости и не очень-то спешишь пользоваться правом исполнения загаданного. Но когда знаешь, что стоит сказать: "Хочу..." и начнутся настоящие чудеса... очень непросто уйти от такого источника.
Уйти от этих людей, с этой земли, где "умение удивляться" воскресает само собой.
Там небо рисует для тебя и на сосновой коре проступает странная вязь. Там за пару дней ставят на ноги при начинающемся бронхите, там на скалах можно встретить шамана и йога, который всего за два часа поможет устранить проблему, давно мучившую тебя...
Эх, не могу я объяснить. Участие в собственной жизни при этом не только не отменяется, а стократ усиливается. Но там, где один ты бы колупался два года, падая, и снова вставая, тебе не дают даже толком коснуться земли, просто поднимают на руки и выносят туда, куда ты стремишься - такая там мощная поддержка... и даже трудно сказать чья - эгрегориальная, наверное...
К слову и кот ученый там на цепи сидит. А цепь на сосне, а сосна на скале.
И в воздухе снуют невидимые, но точно золотые рыбки.
Кстати, о рыбках. Забрать бы их в город. Это можно, пожалуй, вот только... золотые рыбки на посылках - это экологическая фигня. От этого только корыта разбитые, а то и еще чего разбитое - помасштабней.
И все же... сохранить Койонсаари в сердце и поделиться им. Поделиться Ин-лак-ешем.
А золотым рыбкам предоставить полную свободу... исполнить это нескромное желание!
Про пищу недуховную и карма-йогу.
Я и правда зову туда желающих. И потому нужны подробности. В них все дело. Вдруг кому-то не захочется туда после моего рассказа.
"Три раза в день питание""Три раза в день питание"Самое, возможно, для кого-то напряжное - питание там вегетарианское. Из мяса - соя. Но это вкусно. В столовке много салатов - как правило, два-три вида на выбор, подливки всякие: соевые, грибные, фасолевые.
Если вегетарианство на десять дней не входит в ваши планы, везите мясо с собой. Афишировать мясоедние, разумеется не надо. В этом году чье-то мясоедство проафишировала моя собака, сперев у незадачливых неизвестных банку паштета. До сих пор ржу, хотя и ругал Лили, но эта банка в зубах, не съеденная по дороге, а притащенная хозяину: открой, мол, крышку пошире, съедим вместе, вызвала у меня приступ неудержимого внутренного веселья.
Итак, на ИнЛак-Еше две кухни - кришнаитская и "наша" - русская. У кришнаитов дороже.
Если хочешь от пуза наесться бесплатно, валяй на кармо-йогу. Кармоеги, кармоёжки все готовят для кормёжки. Короче, режут салатики, чистят картофель, парни моют котлы и т.п. Помощники только закладку продуктов не производят и не продают ничего, а так работают на всю катушку. В дружной компании - это весело и ненапряжно. А кормят кармоёгов, как я уже говорил, бесплатно.
Питание трехразовое, недорогое. Всегда (ну почти всегда) есть выбор.
И на что я в городе без мяса жить не мог, эти дни выдержал легко. О мясе даже не вспомнал.
На ИнЛак-Еше работает лавочка, в ней продают сладкое - тортики, "Торнадо", сгущенку, соки, шоколад. Словом, кадавры удовлетворены желудочно по самое не могу.
Ин-лак-еш - Практики.
Уже в день открытия ИнЛакЕша на стенде появляется расписание всевозможных практик с указанием имени ведущих и времени проведения занятий.
Практик - хоть отбавляй! То есть, я погорячился, разумеется, отбавлять не надо, но вот с выбором могут возникнуть проблемы. Скажем, в одно и то же время идут тренировки по у-шу у Сумирана и Яр-йога у Владимира Калабина - что выбрать?
Или вот "Игры с Гаем" совпадают с танцами живота, а те в свою очередь с парной йогой. А классическая йога накладывается на индийские танцы, дыхание позвоночника и занятия барабанщиков.
ПрактикиТолько для танцев всеобщего мира выделено отдельное время - с 21.00. И в это время практик не бывает. Правда... но об этом чуть позже.
А ведь еще хочется и с Греем на байде сходить вокруг островов. Но практики, концерты, танцы, лотерея - чем-то приходится жертвовать, чтобы выкроить время. Нам пришлось пожертвовать сном в последнюю ночь и церемонией закрытия ИнЛакЕша - огромный прощальный костер на ладожском побережьи мы видели с воды. Но это уже другая глава - "Романтика" называется. И не написана еще глава "Чудеса". Так что пока - практики.
Едва на ИнЛакЕше появился Владимир Калабин, как самая первая практика стала начинаться в 6 часов утра. Это сильно, согласитесь. Но желающие были, и немало.
До этого самым ранним - в 8.15 был "Бег силы". Что это такое не спрашивайте. Ваш покорный слуга так рано встать оказался неспособен.
Самым ранним поъемом для меня был подъем в 8.30, когда я-таки пришел на тренировку по тайцзи, которую вел Федор. И все. В связи с собачьими перепитиями и приездом Жени Аверина я раньше четырех утра спать ложился редко. Вставал сответственно к завтраку - в 10.00, если вставал.
Но с десяти утра практики набирали обороты. Тут тебе и классическая йога, и индийские танцы, и дыхание позвоночника и рейки, и прочее, прочее, прочее.
Расписание занимало весь не такой уж маленький стенд.
Я ходил попеременно то на йогу, то на танцы, один раз на театральные импровизации, иногда ходил на сатсанги Сумирана. А вечером - на у-шу, был и у Калабина на Яр-йоге, один раз дошел до Камала, но слушать не остался - маленькое помещение было забито до отказа. Иногда я просто праздно шлялся, наблюдая за арабскими танцами, например, но это уже будет другая глава, пожалуй...
И все же из этой другой главы я пару слов скажу о том, куда можно было пойти в 21.00 помимо танцев. А пойти можно было на церемению чаепития к Шоле. И, право, не знаю, в какой главе писать об этом? Романтика и развлечения? Чудеса? Магия? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, "Чаепитие у Шолы" - это отдельная глава ИнЛакЕша.
Инлакеш. Чайная церемония. Желтый чай. Записки дилетанта.
Серия первая. Как я на чайную церемонию записался, это отдельная глава, но пусть она останется непрочитанной никем. Потому что я напал на человека сзади и тогда, когда человек этого совсем не ожидал. И позвольте мне опустить подробности. Впрочем, если вы будете сильно настаивать, все расскажу при личной встрече!
Вы знаете, что такое типи? Видели фильм про Простоквашино? Так вот фигвам, который там на печке нарисован, это типи и есть. Наш типи был оранжевый. Так и говорили: "Чаепитие у Шолы в оранжевом типи". Для русского уха смешно звучит, пожалуй... что еще за оранжевый тип?
Вход в типи нетипичный. Для нетипи, разумеется, а для типи самый обыкновенный - в полный рост не войдешь. Так что, слегка преувеличив, можно сказать, что в типи нужно заползать.
Однако рассядемся уже. В типи влезают человек 12-14. Влезают, рассаживаются - на пенках, сидюшках, маленьких стульчиках. И тут начинается... впрочем, какое там начинается! - дождь давно идет, и вовсю продолжается: он не начинается, он усиливается. В дыру между сосновыми жердинами капает вода. На земляном полу появляются ручейки. Наконец мужественному молодому человеку удается, поколдовав над жердью под проливным дождем, уменьшить дыру настолько, что сверху уже не капает...
Люди сидят по кругу, уют создают имровизированные занавески - развешанные за нашими спинами платки, платки эти воображение преобразует в живые стенки с цветами, бабочками и ящерицами; да-да, я помню, на них был другой узор, но много ли воображению надо?
...Голос у Шолы тихий, она колдует над чаем и ведет неспешный рассказ. О свойствах чая, об истории чая, о секретах варки, о людских предпочтениях. Так выясняется, что пуэр - настоящий черный чай, предпочитают люди, которым не хватает умиротворения, покоя в душе.
Может быть, может быть... только по-моему, если чай готовит Шола, то покой снизойдет на тебя раньше, чем ты сделаешь первый глоток. Мягкие, "наполненные" руки, совершающие пасы сродни магическим, завораживающие движения: вот Шола переливает заварку, водя носиком чайника по часовой стрелке. Вот из двух маленьких стеклянных кувшинов - чахаев - разливает чай по пиалам, и две струи напоминают скромные мини-водопады... вот ставит пиалы на блюдца в форме лодки, вот лодки плывут к нам по полукругу - их передают из рук в руки, а Шола шутит, что ей уже предложили заполнить типи водой и пускать пиалы в плавание на блюдцах-лодках.
...Перед тем, как начинается медитативный процесс заваривания, мы нюхаем сам чай - желтый, красиво оформленный пакетик "плывет" по кругу. Чуть позже мы рассматриваем и чаинки и даже жуем их, о вкусе мне говорить трудно - по мне так чай и чай, вкус ему приписывает все то же воображение. Вкус мягкой таинственности чайного поцелуя. О, как.
Чай, который у нас пиалах, называется желтый, и не зря. Цвет у него бледно-желтый, сам чай прозрачный и почти не терпкий на вкус.
Снаружи льет ливень. Мы вдыхаем аромат чая, подносим пиалы к губам, а потом так же на бело-голубых "лодках" возвращаем их Шоле. И она снова заваривает и разливает чай, пуская пиалы по кругу.
Чай после каждой заварки вкус немного меняет. Но дело не только во вкусе. Чай - это легкий наркотик.
После шестой или восьмой пиалы - увы, не помню, сколько их было, чувство умиротворенности сменяется желанием шутить и смеяться, руки сами тянутся к деревянной резной фигурке - символу или оберегу сегодняшнего чаепития. Маленький - в треть ладони - похожий одновременно на обаятельного Страшилу и доброго ежика из мультика то ли дед, то ли лесовик, то ли еще какое существо хитро смотрит на нас и улыбается в нежно поглаживающие его пальцы. А какой от него запах! А еще внутри у него что-то бренчит...
Степень нашего чайного опьянения, думаю, вы можете представить в достаточной мере.
Слегка под шофе мы и уходим из типи, прощаясь с готеприимной хозяйкой. Перевернуты на "лодках" пиалы... не все, впрочем. Я, например, не знал о таком обычае - переворачивать пиалы по окончании церемонии, да и до сих пор толком не знаю...
А еще я не помню, кончился ли тогда дождь и когда кончился.
Влияние желтого чая, не иначе...
Серия вторая. Красный чай.
На эту церемонию я отправился уже один. Без Натки и Янки. Янка и с самого начала на нее не записывалась. А Натали, попросив у Грея отвертку, сидела в палатке и разбирала цифровой фотоаппарат, который умудрилась макнуть в Ладогу. Какое уж тут чаепитие. Никого к себе девушка не подпускала, и надо сказать справилась с квестом на десять баллов.
Так что я отправился в типи один, без друзей.
На этот раз вода была не из термосов, как тогда, когда мы пили желтый чай. Нет, вода закипала в круглом котле на костре, разложенном посередине типи.
И вот в этом ее закипании вся суть.
Оказывается, кипятков бывает несколько: первый, второй и третий. И мне очень жаль, что у меня под рукой не было диктофона, потому что то, как описывала эти кипятки Шола, стоило записать. Ты еще не видишь, как это бывает своими глазами, но описания настолько точны и - не побоюсь этого слова - высокохудожественны, что внутреннему взору картина открывается очень даже ясная. Я запомнил только, что есть момент, когда пузырьки собираются в бусы, и это безумно красиво.
Но о кипятках. Первый кипяток... м-да, я вычитал, что пузырьки мелкие, похожи на рачьи глаза. И немного слышен звук. И этот кипяток непременно отливают в чахай - кувшинчик, в который заваренный в чайнике чай переливается перед разливанием по чашкам. Так сохраняется "молодость" воды.
Второй кипяток - это тот самый, про который Шола говорит, что пузырьки собираются в бусы или в жемчужные нити. Вода начинает "щелкать". Вот как увидите-услышите, выливайте туда первый кипяток из чахая. Таким образом, как я понял, происходит омолаживание воды. Вместе с тем кипение замедляется. Дальше - если ничего не путаю, дожидаемся "шума ветра в соснах", берем щипчики... впрочем, эван я куда рванул... вернусь-ка я к Мастеру. Шола берет щипцы для чая, и как бы вращает воду, закручивая в ней воронку, а потом в воду высыпает чай.
Вот не знаю, о чем рассказывать в первую очередь: о кипятке или о предварительной подготовке чая. Закончу, пожалуй, с кипятком. Воде ни в коем случае нельзя давать забурлить, нужно снять ее с огня раньше. Бурлящая вода считается старым кипятком, и такой кипяток для заварки непригоден, его даже считают вредным.
Увлекшись кипятками, я, конечно, упустил все остальное: больно уж красиво: "шум ветра в соснах", "жемчужные бусы", ну да вернусь все же к нашему "аз".
Красный чай из пакетика пах божественно - никаких добавок он, разумеется, не содержал, но пах фруктами, черносливом.
Шола чайный лист размочила (я тут вычитал, что эта процедура проводится в гайвани); нужно, было чтобы намокла каждая чаинка. И потом уже этот размокший чай, формируя ком, бросают в кипяток.
Словом, магия, господа. Жесткая магия! Но безумно красивая.
И снова был чай по кругу. В этот раз лодки плыли действительно по кругу, потому что справа от Шолы сидела кормящая мать, и она чай, разумеется не передавала. Чай позже стала передавать ее подруга, но сначала лодки с пиалами плыли по кругу.
По вкусу китайский красный чай напоминал "русский" черный. И по правде говоря аромат сухого чая у "мокрого" чая не сохранился. Или я был невнимателен?
Кто-то конспектировал рассказ Шолы, кто-то ворожил над живым огонем, подбрасывая дрова, поудобней закрепляя котел на шнуре или наоборот, ворошил угли, успокаивая огонь...
Шола говорила о названиях чая. О том, как иногда люди, услышав про красный чай, решают, что речь идет о каркадэ; о том, как чай собирают и обрабатывают, о том, какой чай какими свойствами обладает. Я и знал-то до этого зеленый да белый чай. Ну, еще желтый. Оказалось, бывает чай оранжевый. И бирюзовый. Последний меня заинтриговал - целебный и, если не ошибаюсь, повышающий степень осознанности.
...Эх, мелькают воспоминания, да разве все за хвост ухватишь?!
Вот например, красный чай Шола использовала не весь, признаться чай и так получился крепким. А то говорят, иной раз переборщишь с тем же зеленым, и никакой водки не надо. Чаем можно даже отравить. Очень просто. Если хороший чай настаивать, как это советуют в аннотациях на некоторых пакетиках 3-5 минут, то им можно угощать врага... Чай настаивается совсем недолго, потом сразу разливается, а чайник доливают водой: вот заваривается чай многократно, меняя свой вкус. Правда, это не относилось к чаю, который пили мы, этот чай Шола варила, а не заваривала.
Хм. Надеюсь, я ничего не путаю.
Еще Шола говорила о свойствах глинянныж чайников. Если для каждого сорта чая использовать отдельный чайник, а после использования чайник не мыть, только вынимать из него заварку, то в конце-концов чайник становится "волшебным" - наливаешь кипяток в пустой чайник, а получается чай.
...Не знаю, хорошо это или нет, что я не соблюдаю хронологическую последовательность в своем рассказе, я даже не знаю, удалось ли мне хоть сколько-нибудь передать атмосферу нашего второго чаепития, я много упускаю, но уж больно огорошили меня "тонкие звуки первый настройки", первого кипятка - и то, что его рождение распознается на слух, и бусы из воды, и "шум ветра в соснах".
А сосны и, правда, шумели. Снаружи. И был ясный вечер. В небольшое импровизированное окошко вверху оранжевого типи заглядывало синее небо. 15 июля в десять часов вечера на Койонсаари еще было светло.
]
Фото Джамилы