В первый же день в Чандигархе, отоспавшись, я поехала с мамой Джаны, Майной, посмотреть город.
читать дальше
Из-за лени и недостатка времени я позаимствовала большие куски текста в этом посте из википедии и других источников (travelask.ru/india/chandigarh) в интернете, за что их благодарю.
Чандигарх находится на севере Индии (примерно в 240 км к северу от Дели) и является столицей одновременно двух штатов — Пенджаб и Харьяна. При этом Чандигарх не входит административно в состав этих штатов, а имеет статус союзной территории, управляемой непосредственно из Нью-Дели. Форт Чанди (название отсылает на к храму Чанди Мандир, посвященного индуистской богине Чанди — «необузданной»), основан в 1951 год на пустынной территории севера Индии.
При разделении Британской Индии на Индию и Пакистан в 1947 году, Пенджаб также был разделён между этими государствами в соответствии с религиозным составом его населения — районы, населённые преимущественно мусульманами, отошли к Пакистану, сикхами и индусами, — к Индии. Новообразованному индийскому штату Пенджаб нужна была новая столица, вместо прежней, города Лахор, который отошел к Пакистану в результате разделения. После того, как были взвешены различные возможности приспособить для этой цели какой-либо из существующих городов, частично реконструировав его, было принято решение построить новую столицу на новом месте.
Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии пригласил знаменитого французскoгo архитектора Ле Корбюзье на осуществление этого проекта. Его целью было отразить новую национальную перспективу развития страны, вставшей на путь прогресса. Неру торжественно объявил, что новая столица Чандигарх, «знаменующая свободу от отсталых традиций прошлого, станет символом национальной веры в будущее».
И в архитектуре Чандигарха нет ни одной ассоциации с колониальным прошлым недавно обретшей независимость Индии. Вспоминаются слова архитектора Ле Корбюзье: «Градостроение — это дело социальное, дело всего общества».
В проекте Чандигарха Ле Корбюзье впервые смог осуществить некоторые свои масштабные идеи и представления о идеальном городе.
Основная идея новой архитектуры была сформулирована архитектором в известном постулате «дом - машина для жилья», который был поддержан представителями функционализма всего мира, среди которых были и советские конструктивисты.
Ле Корбюзье вывел и «пять отправных точек» новейшей архитектуры:
1 - столбы-опоры, дом поднимается над землей на стойках каркаса;
2 - плоские крыши-террасы: геометрический объем дома завершается плоской кровлей, где устраивается сад;
3 - свободная планировка: применение каркаса позволяет свободно планировать интерьер;
4 - свободный фасад: опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы;
5 - ленточные окна, отвечающие конструкции дома, играют функциональную и эстетическую роль.
Ле Корбюзье воплотил мечту о городе с монументальными административными зданиями,
в которых гибкие, упругие формы сочетаются с геометрическими членениями прямых углов, широкими площадями.
Правда, глядя сегодня на постаревшие задания Чандигарха, хочется большей «опрятности».
«Патина» времени на сером бетоне вряд ли учитывалась создателям новой эстетики. Dля наружной отделки применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый «béton brut» (фр. — необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения «брутализм». Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е годы) и в СССР (особенно в 1980-е годы). К началу 1980-х гг. Западную Европу захлестнула волна протестов против такого рода застройки. Со временем брутализм стал восприниматься как воплощение худших качеств современной архитектуры (отчуждённость от потребностей человека, бездушность, клаустрофобичность и т. д.), и его востребованность сошла на нет.
Напротив зданий Ле Корбюзье идёт бойкая торговля.
Туктук - доступный для всех слоёв населения транспорт, такое открытое такси.
Основная инфраструктура Чандигарха создавалась с 1952 по 1960 год, но и в следующие десятилетия он расширялся. План города состоял из 47 секторов.
Каждый из них представлял — теоретически — самостоятельное образование, с местом для проживания, работы и досуга. Это, по сути, самодостаточные городки, каждый со своими собственными школами, колледжами, храмами, рынком — все на расстоянии не более 10 минут ходьбы, в пределах границ сектора.
По генеральному плану застройки соседствовали с зеленой зоной шириной 16 километров, словно заключившей город в объятиях. Впрочем, зеленые полосы пересекали и весь Чандигарх, объединяя секторы. Инфраструктуру, сеть дорожных коммуникаций Ле Корбюзье сравнивал с сочетанием лимфатической, кровеносной и дыхательной систем биологических организмов. «Существующие в гармонии, они сами создают порядок», — отмечает он и стремится реализовать аналогию такого целесообразного устройства в городе.
Все большие перекрёстки сделаны в виде кругового движения с красиво оформленными клумбами посередине.
Крупные секторы по его генеральному плану разделяются главными магистралями крест-накрест.
В свою очередь вcпомогательные магистрали делят общую площадь крупных секторов на 63 малых (800×1200 метров).
Вдоль продольных зеленых «линий» устраивались пешеходные зоны со школами, спортивными заведениями, детскими площадками.
В поперечном направлении располагалась торговая зона.
По сути, здесь оказались воплощенными заповеди «Афинской хартии» — разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных транспортных зон, гармония в совмещении искусственной и природной сред.
Вообще Чандигарх – один из самых удобных, красивых, зеленых и экологически чистых городов Индии.
Здесь влажный субтропический климат, характеризующийся сезонным ритмом: очень жаркое лето, мягкая прохладная зима, непостоянные осадки и большие амплитуды температур: от +1 °C до +16 °C зимой и от +19 °C до +39 °C летом (иногда до +44 °C). Зимой мороз (до −1 °C) случается иногда в декабре и январе.
Дерево жизни удивляет своими многочисленными стволами порой необъятной ширины.
Сама столица Пенджаба и Харьяны – город с самым высоким доходом на душу населения и, соответственно, ценами. Однако несмотря на все благополучие, типично индийские черты здесь тоже заметны: в черте города ходят коровы,
ездит гужевой транспорт.
Птицы свили гнездо в разбитом фонаре.
Опять искажённые пропорции на социальной рекламе, призывающей пользоваться презервативами.
В городе больше дюжины парков и мы в первый день заехали в парк Шанти Кунж в секторе 16.
Стильная урна - тюльпан или луковица?
Множество птиц.
В тени деревьев можно посидеть на скамейке или полежать на траве.
Была оcень и клумбы, где летом обычно цветут цветы, были вскопаны.
Речка
В парке было множество бурундуков, которыx Майна почему-то называла белками (squirrels).
Забавные птицы с жёлтыми стрелочками в уголках глаз.
Отличное место для прогулок и релаксации.
Экзотические деревья.
Когда мы выходили из парка, в небе кружили большие хищные птицы.
B целом Чандигарх произвел на меня впечатление очень ухоженного и благоустроенного города, каким и задумывал его Ле Корбюзье.
@темы: достопримечательности, фотоотчет, экзотика, Азия, Индия