Так получилось, что мы с мужем большую часть года (с апреля по октябрь-ноябрь) живём в жилом прицепе. Их ещё называют на американский манер трейлерами или на европейский – караванами.
Караван зацепляется за фаркоп машины и значительно увеличивает расход топлива. Вместе с расходом топлива караван значительно уменьшает расходы на гостиницы и рестораны - до нуля, если вам угодно.
Предыстория о том, как мы дошли до жизни такой.Как мы дошли до жизни такой? Так вышло, что на тот момент, когда мы ещё не были женаты, а просто довольно спонтанно решили съехаться, я жила в Нидерландах, в маленьком городе Лейдене, где исследовала вирусы растений в научном центре. Лейден – удивительный город, он разделён на две части железнодорожными путями и по одну сторону у него находятся разнообразные современные исследовательские центры, а по другую сторону – старый город, очень маленький и уютный, с каналами, в которых отражаются пряничные домики. В какой-то момент руководство города решило ничего не менять, вообще не сносить старые здания и не расширять Лейден – рядом и так есть огромный город Гаага, в десяти минутах на электричке, поэтому в основном, те, кто работает в Лейдене, живут в Гааге.
Я умудрилась снять комнату в классическом голландском домике сразу за крепостной стеной. Жила я с несколькими девушками, которые работали в том же городе, и платила безбожные 400 евро за эту комнату в 20 квадратных метров. Когда приехал Алексей, мой будущий муж, хозяин дома не разрешил нам жить в этой комнате вдвоём, несмотря на то, что мы предлагали платить за неё больше.
До окончания моего контракта с исследовательским центром оставалось три с небольшим месяца. Мы стали просматривать объявления – что же можно снять на три с небольшим месяца? Цены на однокомнатные квартирки-студии начинались от 600-700 евро в месяц, да ещё они требовали залог в размере платы за два месяца и кровавые клятвы в том, что мы непременно проживём в этом месте целый год.
Тут мы одновременно осознали, что ещё полгода назад купили караван. На самом деле, мы и познакомились-то из-за того, что Лёха хотел купить в Нидерландах караван, а я, будучи подругой его подруги, помогала ему в этом по доброте душевной.
Решение было очевидно. Эти три месяца мы просто проживём в караване!
Это не было героическим испытанием и проверкой молодой семьи на прочность - совсем наоборот. Мы жили в кемпинге, расположенном в местном природном парке с коврами из цветущей черемши, утятками и глупыми белыми гусями, и каждое утро нас будило пение птиц и запах молодых листьев из окна. До работы я добиралась на велосипеде, как и раньше – и ехать приходилось всего на километр больше.
Когда закончился контракт, мы поняли, что нам определённо понравился такой образ жизни и мы хотим привнести его в нашу жизнь в как можно большем объёме. Я хотела бы поделиться с вами рассказом о таком, необычном пока в России, виде путешествий. Все фотографии сделал мой муж, профессиональный фотограф Алексей Штеммер (
http://alexstemmer.com), и поэтому вы можете посмотреть на реальные фотографии дома на колёсах, в котором живут люди, а не на глянцевые промо-картинки, снятые для рекламы.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/2/2/482257/thumb/84139882.jpg)
Караван прекрасный, под звёздным небом Нормандии![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/2/2/482257/thumb/84139881.jpg)
Караван классический, на зелёной лужайкеИтак, вот так выглядит наш караван. Длина этого счастья - 6 метров. Ширина - немного больше, чем ширина машины. Не особенно впечатляет и заставляет крутиться в голове слова типа “лишения”, “испытания” и “аскетизм”?
Но посмотрим-ка, что внутри!Но посмотрим-ка, что внутри!
Внутреннее “убранство” каравана можно условно разделить на три части - гостиная, кухня и спальня.
На фото вы видите спальню и кухню - спальня стыдливо отгораживается от всего остального беленькими занавесочками. Там у нас двуспальная кровать, а над ней - ещё одна полка, на которую можно бы было положить ребёнка, если бы он у нас был. Но для нас на данный момент барахло важнее, чем дети, поэтому ребёнка у нас нет, зато есть одежда, которая и живёт на верхней полке внутри красивого кожаного чемодана. Этот чемодан мы купили на барахолке за 2 евро, серьёзно.
Карта Европы закрывает ещё одну сумку с одеждой, не такую красивую, как чемодан, но вы же и не думали, что мы можем упихнуть всю свою одежду в один маленький чемоданчик?
Теперь кухня. Тут у нас кастрюля, которая стоит на обожемой, газовой плите. Газ в неё поступает из баллона, который расположен в багажнике каравана - это небольшой отсек впереди, вне жилой зоны. Там же у нас обитает всякая ядовитая бытовая химия, инструменты и прочие вещи, которые не предназначались для мира живых.
От газа также питается маленькая печка, которой можно обогревать своё жильё в особенно холодные и неприветливые ночи. (:
Прямо под плитой - холодильник. Этот работает от электричества - про электричество чуть позже расскажу подробнее.
Также наверху - в достатке разнообразных шкафчиков, куда можно ставить посуду, специи и прочее.
Не так уж и плохо, да?
С другой стороны у нас диваны, до боли напоминающие диваны у многих из вас на кухнях. Они огибают обеденный стол и под ними есть грузовые отсеки, в которые можно спрятать хоть слона, хоть пять килограммов манки. Собственно, примерно это там у нас и хранится.
Караван открывает перед путешественниками массу возможностей для готовки. Выбрав себе подходящего, умеющего готовить спутника, можно пожрать, как в ресторане, но за цену продуктов из Ашана, представляете?
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/2/2/482257/thumb/84139875.jpg)
В караване можно даже устроить бар из 90х "Отчаяние", с концертами бардов и розовыми лампами
Кстати, о бокалах и посуде. Посуда у нас из высококачественного пластика, который называется меламин, а бокалы для пива и вина - обыкновенные, хрустальные и стеклянные. Мы перевозим их, сложив в коробки из Икеи и обернув пупырчатой плёнкой.
Теперь поговорим о некоторых бытовых вещах, например - о туалете.
Он тоже есть. На фотографии с кухней и спальней он - слева, но закрыт дверцей, а специально его фотографировать никто не додумался. Туда можно ходить по-маленькому. По-большому, наверное, тоже можно, но мы боимся - лучше под кустик, по старинке. Это биотуалет с задвижкой - всё падает в герметично закрывающийся контейнер и заливается специальной химией.
От внимательного и практичного читателя не ускользнула также проблема душа. Душ в караване организовать можно, но возникает вопрос подачи воды, поэтому он пока не организован. По-моему, душ - это прекрасный повод поговорить о том, что существует караван с кемпингом и караван без кемпинга.
Кемпинг предлагает нам все блага цивилизации - неограниченный доступ к душам, питьевой воде, интернету и электричеству, но при этом стоит денег. Деньги эти сравнительно небольшие, от 10 до 20 евро, зависит от страны. В Испании, до которой мы до сих пор так и не доехали, есть мистические, окутанные вожделением и тайной, кемпинги по 5 евро за ночь, но это непроверенная лично нами информация.
В Нидерландах - само собой, дороже, дешевле 17 евро не удавалось найти. Во Франции - дешевле, довольно легко можно найти кемпинг за 10-13 евро.
Сколько стоит в Германии - не знаем, так как пользовались там исключительно вторым видом путешествий, без кемпинга.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/2/2/482257/thumb/84140027.jpg)
В Германии можно, например, вот так
Без кемпинга всё тоже не так драматично. Электричество мы получаем от аккумулятора машины, используя конвертер - этого недостаточно для того, чтобы работал холодильник, но достаточно для того, чтобы горели лампочки и можно было подзарядить компьютеры и телефоны.
Воды мало - её мы храним в канистрах и пополняем по мере доступности. Поэтому я изобрела эпический способ мытья посуды с минимальным количеством воды, о котором я не готова рассказывать в здравом уме.
Почистить зубы и умыть лицо тоже можно, но как же с необходимостью помыться? Подобную услугу вовсю предлагают стоянки для яхт в порту (если вы едете по берегу моря) или большие автозаправки. Так что тут тоже проблем никаких - точнее, они есть, но легко решаются за пару евро. Иногда случается так, что ни того, ни другого в округе нет - и тогда появляются легендарные истории вроде той, в которой я, стуча зубами от холода, мою голову при полной луне в самой романтической из рек Франции - прекрасной Луаре.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/8/2/2/482257/thumb/84139894.jpg)
Не Луара, но Атлантический океан
Может быть, кого-то заинтересовал вопрос цены. Конечно, новые караваны стоят дорого - 15-20 тысяч евро. Но кто из нас, в Восточной Европе или России, ездит на новых машинах? ^_^
Наш караван был выпущен в 1994 году и мы купили его в отличном состоянии у милой голландской семьи за 2700 евро. Можно было найти ещё дешевле, конечно (за 2000, например), но этот нам понравился особенно сильно.
Вот, наверное, и всё. Если вдруг вам интересно что-то ещё, то спрашивайте - я постараюсь ответить. (:
Сама я на такой вид отдыха (и образ жизни) вряд ли когда-нибудь буду способна, но было очень интересно прочитать.
Вы большие молодцы!
*Маленькая Эльфа*, надо же, а на какой стадии находятся мечты? Может, мы могли бы чем-то помочь?
Алька-пулемётчик, Нидерланды, Бельгия, север Франции (Пикардия, Нормандия, Бретань, долина Луары), Германия. Выезжали из Латвии через Литву и Польшу - соответственно, в Польше много ночевали.
Наш стиль путешествий неспешный, так что стран и регионов не так уж и много, зато в них мы знаем каждую собаку и каждый столб, особенно на севере Франции. Можно и быстро ехать, бывает, приходится быстро куда-то добраться.
У меня мечта - путешествовать в таком доме по России. Но я пока нахожу больше информации о том, как люди путешествуют по Европе. Там-то всё понятно - дороги есть, стоянки есть, заправки есть... А вот как с этим в нашей стране будет - не очень понятно. На этих выходных в Мск в Сокольниках пройдёт Караванекспо. Надеемся там найти ответы на свои вопросы =)
А у вас хочу ещё поинтересоваться ещё такими деталями. Можете ли вы порекомендовать сайт, где можно купить б/у автодома? Желательно не прицеп, а что-то на подобие автобуса =) И в каких странах Европы их продают, и как люди из России их покупают?
В странах Европы, имея мобильный дом, ты имеешь право встать где захочешь? В любом парке, на любой улице/дороге? Какая защита у домика в случае, если кто-то с загребущими руками захочет проникнуть внутрь? Есть ли страховка на такие случаи?
В итоге сколько времени вы прожили в прицепе? Или до сих пор живёте? Довелось ли перезимовать? И если да, то насколько холодно в ваших краях и хорошо ли домик держит тепло?
При использовании электричества от конвертера сколько в месяц у вас уходило денег? Какие ещё возможности получения электричества есть у этого дома и сколько это стоит? Вообще в Европе можно подключаться только на специальных заправках или есть ещё варианты?
Короче, вопросов меня ещё много, я и так завалила вас ими, так что пока остановлюсь =))
Led Moth XIV, ого, это классно, и здорово, что я оказалась здесь, чтобы рассказать о своём опыте. Сейчас постараюсь на всё ответить.
То, что вы описали, называется кемпер (camper, kampeerwagen) и да, они довольно дорогие. Я точно не знаю порядок цен, но двумя тысячами евро точно не отделаешься.
Хороший вариант - это переоборудованный минивэн (микроавтобус), мы очень много видели таких маленьких кемперов. Особенно часто для этого используют заводскую модификацию VW Transporter - внутри кровать и техника из караванов, дополнительный аккумулятор, ещё что-то. Плюсы подобного варианта:
1) Он гораздо более бюджетный, чем покупка кемпера
3) Транспортёр лучше рассчитан на то, чтобы взбираться по горам и пересечённой местности, скорее всего потребляет при этом поменьше топлива.
Видели ещё такие на основе Мерседеса. Только что мимо меня проехал кемпер на основе какого-то пежо.
Далее, про сайты и покупку. Мы просматривали доски объявлений в стране, в которой хотели покупать. Наиболее "караванная" страна - Нидерланды, наиболее "кемперная" - Франция. Когда путешествовали по Франции, один караван встречался на 20 кемперов, наверное. В Нидерландах доска объявлений называется marktplaats.nl , в Германии - автомобильная (и кемперная!) - mobile.de ; во Франции я не знаю, к сожалению. Это сайты типа авито, там люди продают караваны б/у и новые, есть объявления частников и тех, кто скупает много караванов и потом продаёт. Конечно, для такого способа необходимо знание языка, но в Нидерландах и Германии легко обойдётесь английским - он в этих странах очень распространён.
Как люди из России их покупают, я толком не знаю. Мы из Латвии, следовательно, нам было проще. У нас есть друг россиянин, у него есть караван, и он говорит, что к сожалению в этом году ввели какой-то зверский налог "на утилизацию" прицепов, приобретённых за рубежом. Но, думаю, на кемпер или уж тем более микроавтобус это распространяться не будет.
Парковка. Парковаться и спать можно на любом месте, где есть знак "Р", если там нет знаков а-ля "спать нельзя". Такие знаки бывают довольно редко. Можно встать в лесу - там бывают такие парковочки, а-ля приезжаешь с семьёй гулять в лес и оставляешь машинку, вот там мы бывало по неделе стояли.
В принципе, любое расширение сельской дороги - это норма. Нас за все путешествия попросили убраться всего один раз, и то это не было "ааа, мудаки, чего вы тут расстоялиь, сейчас полицию вызову". Случилось это вон в том рыжем лесу в Германии, что на картинке. Мы встали на обочине лесной дороги. На третий (!) день приехал лесник (он приезжал до этого каждый день, но не трогал нас) и попросил переехать куда-нибудь, даже показал, где тут поблизости есть хорошая лесная парковка, где точно можно.
Кроме того, есть уловка, что по ПДД водитель не имеет права управлять машиной в таком состоянии усталости, что это может привести к аварии. Так что если реально устал и сил нет, то можешь стоять везде, где это никому не мешает (ну, не посреди автобана, в смысле).
Защита. Мы пока были в цивилизованных частях Европы, но перед этим сезоном врезали в дверь мощный замок, который чтобы открыть без ключа - только выносить всю дверь. Опасная часть - это окна, их практически нереально разбить, но открываются эти защёлочки любым ломом. На новых караванах/кемперах окон всё меньше. Думаю, есть решения для этого. Можно вообще залить пеной и не париться, но это сильно ограничивает возможности для вентиляции.
По Европе обычно таким образом путешествуют старики (лол), так что обычно люди знают, что у них нечего особо брать.
Застраховать, по идее, можно всё, но у нас не такой большой бюджет, чтобы мы могли хотя бы задумываться о покупке страховки от угона. ^^" Так что, думаю, можно позвонить в любую страховую и поинтересоваться у них.
Мы прожили в караване с середины апреля по ноябрь прошлого года, с перерывом на месяц (ничего не сломалось, просто мы женились). Сейчас вот выехали 1 мая и собираемся где-то в октябре где-то причалить. Причина того, что мы не живём в караване круглый год - как раз то, что в нём адски холодно, комфортная температура - это где-то начиная с +5 градусов. Доводилось спать при температуре около нуля - удовольствие ниже среднего, холодно.
Тепло он держит крайне хреново.
Есть специальные утеплённые караваны/кемперы, которые делает скандинавская фирма Solifer. Есть смешная печка Вебасто, наверное, вы про такую знаете. Есть, в конце концов, хорошие спальники на минусовую температуру, в них вообще без проблем можно спать. Но так совпало, что мы готовы зиму посвятить заработкам на одном месте, а летом путешествовать, так что мы не запариваемся на утепление. (:
Деньги. Количество денег зависит от двух переменных - кемпингов и расстояний, на которые вы перемещаетесь. (: На еду уходит где-то 200-300 евро в месяц на двоих, в зависимости от страны (цены везде довольно разные). Топливо стоит по Европе сейчас где-то 1,05 евро за литр, расход с караваном у нашей машины 10.5, без каравана - около 6. Для того, чтобы подзарядить аккумулятор машины - нужно хотя бы завестись и подержать какое-то время.
У нас не было такого, чтобы мы вообще неотрывно стояли на одном месте месяц, но, наверное, в 500-600 евро можно вместиться.
Вот, если вдруг ещё будут вопросы - спрашивайте! У меня совсем непостоянный интернет, но я непременно отвечу. (:
Пока вопросов нет, позже если появятся - буду беспокоить именно вас
Нас в Норвегии подвозил некоторое время такой кемпер с семейной парой, было очень интересно порассматривать, что у них внутри. На самом мне кажется это очень комфортный способ путешествовать. Мечтаю как-нибудь о таком же
Если что, в будущем можете писать мне на почту [email protected] или в у-мыл здесь.
Алек, спасибо) Да, на самом деле довольно комфортно, когда я переезжала в караван из квартиры, ожидала гораздо худшего.
Но людей, конечно, довольно шокирует, когда они узнают, что мы живём в караване, поэтому при живом общении стараемся этим не светить)))