совокупность вибраций


Аэропорт Ферихедь (сейчас — имени Ференца Листа) на удивление компактный (как и ж/д вокзалы). На паспортном контроле мы простояли полчаса — рейс принимали вдумчиво, неторопливо и улыбчиво. Собственно, там и выяснилось, что Венгрия не даром входила в соцлагерь — русский язык знают многие, хотя бы поверхностно, ну а в туристических зонах уровень владения языком достигает невиданных высот и глубин, там же обнаруживаются русские корни, иногда даже у деревьев.
Выбраться из аэропорта можно на маршрутке, метро, автобусе, электричке и такси. На стойке Airportshuttle можно купить билеты на маршрутку, там же продаётся Budapest Kartya, дающая скидку 10% (подробнее об этой карте рассказываю ниже). Эту маршрутку можно заказать и в обратный путь, но минимум за сутки. У аэропорта есть сайт с поддержкой русского языка, там можно прочесть и подробности трансфера.

Местная валюта — форинты, курс зависит не только от правительства, но и от места обмена, так что менять валюту рекомендуют в частных обменных пунктах — не в аэропорте или гостинице (невыгодный курс), не в банках или обменниках в торговых центрах (грабительская комиссия). И евро, и кредитку принимают практически везде и весьма охотно, но курс к евро где-то 270-290 Ft против курса обменников 320 Ft.

Отель был взят на переночевать, но оказался в такой жопе мира, что даже целующий руку портье не развеял мою печаль. Если планируете поездку, берите отель в историческом центре и, желательно, не на транспортных жилах — шум и на редкость вонючий бензин. Кстати, в Будапеште весьма и весьма продумана система городского транспорта. Но о ней позже.

Краткая историческая справка.

* * *
Первое впечатление от города — ладный, эклектичный, толерантный; камень «разбавлен» скверами и деревьями в кадках, в воздухе гремучая смесь реки и бензина, отлажена система общественного транспорта, море туристов, невнятная торговля, невкусная еда и приятный Токай)
На контрасте с Россией, даже столицами, приятно удивляешься простым вещам: очень много скамеек, зачастую нетривиальных, например, высокие деревянные бордюры у зелёной зоны, где и сидят люди, — эстетично и удобно; на автобусных остановках висят таблички с подробным расписанием автобусов и указанием остановок, включая обозначение текущей, там же электронное табло, где высвечивается прибытие автобусов. Выглядит это так. К столбам и дорожным указателям прикручены урны, работают уборщики. Т.е. город чистый, несмотря на постоянный поток туристов. Трудно встретить оросителей местной флоры: во-первых, некультурно и можно познакомиться с «жару» (не знаю, как правильно пишется, на венгерском сленге это полицейский), который даст жару)) во-вторых, под ногами частенько мелькают указатели в сторону платных туалетов — для тех, кто смотрит под ноги, и множество кафешек — для тех, кто под ноги не смотрит) Туалеты подземные, с турникетами и поголовно платные — порядка 200 Ft. Магазины работают где-то с 9-10 утра и до 6-8 вечера, в выходные торговля и вовсе замирает после обеда, а в красные дни календаря работающий магазин найти просто невозможно. В остальном туристический бизнес поставлен на широкую ногу. Всё покажут, всё расскажут и в городе, и в окрестностях, и близлежащих странах. Потрясающее умение сохранять историческое наследие и уметь его продавать, вернее, подавать. Которое, впрочем, не влияет на организованность и ответственность. Хотя допускаю, что это моя личная удача — притягивать редкостных раздолбаев: в первый же день заблудились, пытаясь добраться до места по наводке гида)) Выблудились, конечно, но нервы себе потрепали — я потеряла визитку нашего отеля) Поэтому совет: запасайтесь визитками и картами заранее и в количестве.

Транспорт и туристические ништяки.

* * *
Что посмотреть.
Город большой и красивых мест множество. Можно ехать прицельно, можно бороздить просторы, можно, что называется, «пылесосить», т.е. исходить и облазить всё, что можно исходить и облазить.
К моей печали, непосредственно на Будапешт у нас было отведено немного времени, плюс чисто физические ограничения, итого: Будайская крепость, гора Геллерта, парламент, несколько мостов, пешеходная зона, базилика св. Иштвана, проспект Антраши (концентрат прекрасного), площадь Героев, городской парк и замок Вайдахуняд, остров Маргит (названный в честь Маргариты — дочери короля Белы IV), набережная Дуная, улица Ваци. О них и расскажу.
Ну и вечное: если хотите сделать приличные снимки, то а) берите штатив, б) подъём засветло, потому что несметное множество вездесущих туристов засирает кадры, в) работайте в одиночку, иначе потеряете кучу времени на координирование. Это я к тому, что фотографии сделаны «на коленке» с «уж как вышло» ракурсов и в туристическое время суток((

Площадь Героев (венг. Hősök tere). Иногда её называют Миллениум, т.к. площадь готовилась к празднованию тысячелетия Венгрии в 1896 году. Насколько помню, проект площади выиграл гранд (если можно так выразиться), т.е. строительство спонсировали. Подробнее.

Варошлигет (венг. Városliget) — парк рядом с Площадью Героев. Некогда здесь были болота, которые высушили, посадили деревья, проложили систему каналов, создали несколько искусственных озёр. Здесь находятся: замок Вайдахуняд, купальня Сечени, цирк, зоопарк, Музей транспорта и ресторан «Гундель» со 150-летней историей.
Карта парка.

Замок Вайдахуняд — детище 19-го века, по-настоящему эклектичное, и история его нетривиальна. Сердце этого замка было из фанеры. В 1896 году Венгрия праздновала своё тысячелетие, в парке Варошлигет по проекту архитектора Игнаца Альпара построили «Исторический павильон» — Алпар несколько раз ездил в Трансильванию и Северную Венгрию, делал снимки и зарисовки. Дивный сплав — порядка 20-ти архитектурных элементов разных эпох и стилей, рождённых на разных территориях: башни брашовской крепости Каталина, крепости Шегешвара, и прочих, и прочих, но ведущий мотив ансамблю задает готический трансильванский замок Вайдахуняд. Поджимающие сроки и низкий бюджет определили выбор материалов: фанера, дерево, папье-маше, кирпич. В ходе стройки комплекс окрестили «замком на курьих ножках», но когда строительство закончилось, публика замерла в восхищении)) а затем способствовала восстановлению комплекса с использованием долговечных материалов. Полная реконструкция замка после Второй Мировой войны завершилась в конце 20 века.
Много фотографий, мало текста))

Продолжение следует.

@темы: достопримечательности, заграничные путешествия, Венгрия, полезное, Будапешт

Комментарии
27.03.2014 в 17:47

愛永々
спасибо, хороший рассказ. очень люблю будапешт.
27.03.2014 в 19:58

совокупность вибраций
_Loreley, рада, что понравилось)
Красивый и гармоничный город.
28.03.2014 в 00:38

愛永々
vija, да. я себя там чувствую как дома, всегда)
28.03.2014 в 15:28

совокупность вибраций
я себя там чувствую как дома
Вот кстати да) родственное ощущение)
28.03.2014 в 16:35

愛永々
vija, :)