Монастырь Санаин в X-XIII веках был одним из известнейших религиозных, культурных и образовательных центров Армении. В стенах монастыря сохранились три церкви, два гавита (притвора), книгохранилище, галерея, трехъярусная колокольня, захоронения древних родов Захаридов и Кюрикянов, хачкары. Церковь Богородицы относится приблизительно к 934 г. Церковь Всеспасителя была построена при царице Хосровануш, жене царя Ашота Багратуни, в 966 г. в честь её сыновей Смбата и Гургена, будущих царей Армянского и Лорийского царств. На восточном фронтоне высечены их фигуры, держащие модель церкви, также как на церкви Знамения в монастыре Ахпат, построенной десятью годами позже. Часовня св. Григора Просветителя была построена при поддержке царице Хрануш в 1061 г., в 1063 г. было построено книгохранилище с уникальной системой арок, поддерживающий тяжелый каменный свод. Все церкви и гавиты монастыря отличаются друг от друга, показывая, каким разнообразным было творчество средневековых архитекторов.
Вокруг невероятные армянские пейзажи с плоскими плато, обрывающимися в пропасти
читать дальше
План монастыря
Притворы церквей Богородицы и Всеспасителя
Притворы и колокольня (сер. XIII века)
Притвор церкви Богородицы
Притвор церкви Всеспасителя
Галерея, в которой размещалась академия философа и ученого Григора Магистроса, была построена между двумя церквями для устойчивости во время землетрясений
Церковь Всеспасителя
Смбат и Гурген с моделью храма
Часовня Григора и книгохранилище
Опора свода в книгохранилище
Усыпальница Аргутинских-Долгоруких
Часовня Воскресения
Ахпатский монастырь - один из крупнейших и известнейших в Армении, духовный и культурный центр X - XIII веков. Находится в Лорийской области. Название Ахпат восходит к легенде: мастер, построивший монастырь в Санаине, поссорился с сыном. Тот перестал работать с отцом, и стал строить новый монастырь по заказу местного князя. Спустя некоторое время отец пришел, чтобы посмотреть на работу сына. Внимательно осмотрев построенную им стену, мастер сказал "ах пат" - "крепкая стена", и помирился с сыном.
Основание монастыря относится к середине X века, когда там поселились монахи из Санаина. Основные постройки группируются вокруг главного здания комплекса - церкви Сурб Ншан (Св. Знамения, или Св. Креста). Так же, как храм в Санаине, она была построена царицей Хосровануш, вдовой Ашота III, в 976-991 гг., и посвящена её сыновьям Смбату и Кюрике (Гургену). Полагают, что строил собор средневековый зодчий Трдат, реставрировавший купол собора Св. Софии в Константинополе и построивший кафедральный собор в Ани.
План монастыря
Рельеф на восточном фронтоне церкви Сурб Ншан - цари-братья Смбат и Кюрике держат модель церкви
Солнечные часы на фасаде церкви Сурб Ншан
Колокольня, 1245 г.
Трапезная, XIII век
Часовни-усыпальницы рода Укананц, VIII-XIII вв.
Притвор Амазаспа, построен настоятелем монастыря Амазаспом в 1257 г. Считается уникально сейсмостойким сооружением - ни разу не был разрушен землетрясением
Интерьер церкви Сурб Ншан
Остатки фресок
Хачкар Аменапркич (Всеспасителя), 1273 г., в малом притворе церкви Сурб Ншан. Отличается реалистичным изображением Христа, святых и ангелов. Следы красной краски на хачкаре - кармир, или кошениль, ценившаяся на вес золота
Книгохранилище (XI - XVI вв.)
Хачкары в галерее книгохранилища
Церковь Богоматери, XIII в.
Церковь Св. Григора, XI век
Крепостная стена
Ещё один известнейший монастырь в Лорийской области - монастырь в Ахтале, другое название Птгаванк. Храм Богородицы в нем построен в 1188 г. В XIII веке владевший монастырем Иване Закарян перешел в лоно Грузинской православной церкви и передал ей монастырь, а в XIX веке с ликвидацией автокефалии Грузинской церкви российским императором монастырь был передан Греческой церкви. В XIII веке к храму были пристроены усыпальница Иване Закаряна и притвор-галерея. Купол обрушился в XVIII веке.
Селение Ахтала
Монастырь
План монастыря
Церковь Богородицы представляет собой смесь армянской и грузинской архитектуры: большие кресты на фасаде - грузинская черта, зато отсутствуют характерная для армянских резьба стен хачкарами и надписями.
Также церковь известна довольно хорошо сохранившимися фресками, датируемыми 1205-1216 гг.
На территории монастыря также сохранилась маленькая однонефная церковь, развалины трапезной и келий, остатки крепостной стены с воротами и надвратной башней.
Несколько лет назад внутри монастырских стен поставили памятник обручальному кольцу
Развалины трапезной
Однонефная церковь
На подъезде к монастырю стоит забавный памятник вагонетке.
@темы:
фотоотчёт,
достопримечательности,
заграничные путешествия,
Армения