I am all I've done
Это последняя запись о моей поездке. Чтобы не перегружать сообщество, я напишу ещё о трёх днях и дам ссылку на продолжение для тех, кому будет интересно.
Начало: часть 1, часть 2, часть 3.
Греция 2010 - день 9 (11 мая): Дельфы: святилище Аполлона и святилище Афины Пронаи, музей.
читать дальшеДельфы - городок маленький. Обжитые домики и красочные туристические лавочки, приютившиеся на склоне горы, подкупают ощущением провинциально-средиземноморского уюта. Таким город был и в древности: население не превышало 5000 взрослых мужчин. В Дельфах не было акорополя (во время опасности население уходило в пещеру). Сейчас он ещё меньше. Вид, от которого захватывает дух, помогает почувствовать присутствие божественных сил - но вряд ли сами древние греки так думали. Дельфы изначально (в 7-8 вв. до н.э.) считались местом отдалённым, труднодоступным, и лишь в архаическом периоде приобрели международное значение (как для греческих полисов, так и для зарубежных владык - лидийские цари Мидас и Крёз спрашивали советов Пифии и в ответ посылали ценные дары, о которых можно прочесть у Геродота (I.46-52).
_
Греция прекрасна всегда, но особенно - рано утром, когда после темной ночи глаза утоляют жажду чистым, прохладным светом; когда ещё нет жары, только ее обещание, и когда косые лучи высвечивают рельефы древних надписей.
В девять утра, свежие как 33 огурчика, мы пошли смотреть на святилище Афины Пронаи (Athena Pronaia) - "привратницы". Это в стороне от святилища Аполлона, но от храма круглое строение в святилище Афины Пронаи видно, так что пропустить или спутать его с чем-то другим невозможно. Афина "Проная", вероятно, ассоциировалась для древних с пророчествами и прорицаниями; так, её почитали и в Беотии, где оракулов было тоже много-много.
1._2._3.
1.xystos 2.Tholos 3.Остатки храма
Длинный участок расчищенной земли назывался xystos. На нем бегуны тренировались при подготовке к Пифийским играм.
Предназначение круглого здания (оно называется "толос"), которое вы увидите на всех открытках, неизвестно. Построено в IV в. до н.э., вероятно, связано с культом героев.
Храм Афины Пронаи был построен ок. 600 до н.э. силами Дельфийской Амфиктионии. Остались от него, в основном, развалины.
Интересно то, что и толос, и храм были построены из привозного мрамора. В IV в. был построен второй храм (за толосом).
На пути от Афины Пронаи к святилищу Аполлона обязательно остановитесь у Кастальского источника, в котором перед прорицаниями умывалась Пифия. Кастальский ключ должен даровать поэтическое вдохновение. Пить эту воду я забоялась, но руки умыла... и в тот же день начала писать стихотворение )
Святилище Аполлона в Дельфах славно тем, что именно здесь находился "пуп земли". Каменный "омфал" яйцевидной формы можно увидеть на самом сайте, и в музее. Кроме того, именно здесь давала прорицания Пифия. Здесь же проходили Пифийские игры - музыкальные и спортивные состязания. По обеим сторонам "священного пути" от входа в святилище и до храма Аполлона находились "сокровищницы" или отдельно взятые монументы, воздвигнутые, в основном, греческими городами-государствами с одной-единственной целью: выпендриться перед соседями. В настоящее время в отреставринованном виде находится лишь сокровищница афинян. От остальных сохранились в лучшем случае куски фризов или статуй в музее (см. ниже), в худшем случае - только основания.
Сайт открыт с раннего утра до 6 вечера (!). Наилучшее время для посещения - вечер, после 4, когда схлынет поток туристов. Сразу после входа, если идти прямо и не сворачивать налево на священный путь, будут туалеты. ПЕРЕД кассами есть фонтанчики с холодной (!) водой.
Вот так выглядит храм Аполлона. С южной стороны можно полюбоваться polygonal masonry - обтесанной кладкой неравноугольных камней, характерной для Архаического периода.
Кроме того, с южной же стороны храма есть вот такой лаз, куда, при наличии фонарика, можно залезть и даже вылезть. Лаз имеет П-образную форму, т.е. залезаете в одном месте, вылезаете в другом. В древности здесь, скорее всего, вытекал источник.
Ещё одна интересная фишка - надписи об освбобождении рабов. Всего таких надписей на terrace wall с южной стороны храма (т.е. ниже по склону) ок 1200. Датируются они II веком. Для освобождения раб должен был заплатить хозяину кругленькую сумму (её можно было скостить, оставив в рабстве своего ребенка, например) и заплатить также священнику в Дельфах, чтобы сделать надпись. Раб как бы поступал в собственность бога, на деле – становился свободным.
1._ 2._ 3. _ 4.
1.Храм Аполлона, вид с запада 2. Храм Аполлона, вид с северо-запада 3.Polygonal masonry 4. Надписи про освобождение рабов (manumission inscriptions)
Другие интересности – это сокровищницы.
Сокровищница афинян отреставрирована. Изначально построена после Марафонской битвы полностью из паросского мрамора. Примечательно то, что на стенах сокровищницы были высечены 2 гимна Аполлону, один из них – с древними «нотами» (увидеть их теперь можно в музее).
Если лезть вверх, то можно увидеть театр (построенный в римский период), а если быть совсем упорными и полезть ещё выше – тропа выведет к стадиону, тоже римскому, где проходили состязания в беге. Оттуда открывается обалденный вид на Дельфы.
1._2.
1.Сокровищница афинян. 2. Вид на театр в Дельфах.
Дельфы – божественное место. Там хорошо и тихо – редкий турист добредает до вершины сайта, а уж на Федриады лазят только упёртые. Можно остаться почти наедине с древними камнями. Из моего бумажного дневника в тот день:
"Муравьи продолжают свою упорядоченную жизнь, не зная о том, что священны".
Выходя из святилища, каждый наверняка почувствует, что на душе стало чище и светлей.
Музей находится совсем рядом. Нужно выйти с археологического сайта и пройти вдоль него в сторону города (т.е. выйти и повернуть направо). Рядом с музеем есть туалеты и оживленное кафе, где продают кофе, слаши и снэки. Слаши категорически НЕ рекомендуются, сплошная синтетика. Кроме того, там пасется целый выводок несчастных кошек, которые готовы есть даже чипсы.
В музее стоит знаменитый возница. Однако самая интересная, по крайней мере для меня, комната – это зал, посвященный сокровищнице Сифноса. Барельефы вдоль стен экспонируются на уровне глаз, поэтому можно в подробностях рассмотреть одно из первых скульптурных изображений битвы воинов в паноплии гоплитов. Тот же зал караулит Сфинкс с Наксоса. В соседнем зале рядышком стоят Клеобис и Байтон. Ещё обязательно надо смотреть на хрисэлефантиновые культовые статуи Аполлона и семейства - вернее, головы-руки-ступни, от них оставшиеся и сильно реконструированные.
Сокровищница Сифноса вот такая:
_ _ _
Кроме того, в Дельфах есть музей местных прикладных искусств, но я там не была.
***
Где поесть, пожить и погулять:
Очень рекомендуется гостиница Fedriades, где мы были в 2012. Там хорошо всё, кроме интернета – 5 евро за комнату (причем пароль всем дали одинаковый), а работает очень паршиво. Остальное хорошо – большинство комнат с балконами, некоторые даже с видом на долину, очень красиво. Завтрак очень солидный, с горячим беконом, омлетом и картошкой.
Рекомендуется таверна Epikouros с видом на долину. Еда всегда вкусная, цены в пределах 10-15 евро за ужин, группой дешевле. Для большой группы могут устроить вечер греческих танцев.
Рекомендуется таверна Phivos с видом на долину. Еда вкусная, цены стандартные.
НЕ рекомендуется таверна Delphikos на самом отшибе. Большую группу не смогли обслужить – тем, кто заказал первыми, принесли хорошо и вкусно; тем, кто заказал последними, еды не досталось. Кроме того, ужасно подозрительные официанты.
Рекомендуется ночной клуб Downtown Club по соседству c Epikouros. Если вы опять же путешествуете группой, смело идите туда – кроме вас и парочки пялящихся на вас греков там никого не будет, вся дискотека ваша.
*******************************************
Греция 2010 - день 10 (12 мая): Олимпия: три музея.
читать дальшеРассказ об этом дне будет довольно коротким, потому что бОльшую его часть мы провели под крышей: сначала в автобусе (от Дельф до Олимпию через Рион-Антирион ехать 4 часа), потом в музеях. В этот день мы побывали в двух, но я расскажу про все три, чтобы пост не был слишком коротким
Когда мы пересекли пролив и въехали в Ахею, у меня в глазах стояли слёзы, потому что горы подавляюще прекрасны. Они такие внушительные!
Сама Олимпия - очень милый туристических городок. Мимо сайта и музеев промахнуться невозможно, всё рядом.
Рекомендуется гостница Ilis *** на главной улице. Трехместный номер большой, даже с маленькой ванной (а не душем), в номере много розеток, сейфа нет. Очень любезный персонал, wifi в фойе, завтрак холодный, зато есть свежие фрукты.
Рекомендуется магазин мастера-гончара, делающего вазы по древней технологии - настоящие краснофигурные и чёрнофигурные. Я не помню названия лавки, но можно спросить местных. Такие настоящие вазы стоят больших денег, но посмотреть не возбраняется.
1. Музей археологических раскопок. Он самый маленький и занимает всего две смежные комнаты в низком здании. В мае работает до 3:00. Здесь есть модель всего сайта, а также милая атрибутика а-ля Индиана Джонс:
2. Сразу по соседству находится музей Олимпийских игр. Это НЕ основной музей в Олимпии, но очень рекомендуется! Ккстати, из этого же музея в феврале этого года были похищены экспонаты.
Музей одноэтажный и там безумно жарко, но посмотреть есть на что! Из тематических экспозиций можно многое почерпнуть о разных соревнованиях. Минойцы, оказывается, делали сальто над мечами - состязались так! Кроме того, здесь представлены предметы быта атлетов: стригили, горшочки под масла и растирания.
Самый известный экспонат - основание посвятительного дара Киниски, одной из немногих женщин, в древности выйгравших олимпийский вид спорта. Киниска была спартанской царицей и спонсировала квадригу на состязании колесниц. Ее колесница пришла первой, и слава досталась женщине!
1. _2.
1.Вот так выглядит музей. 2. Основание посвятительного дара Киниски, на котором надписано ее имя.
На следующий день мы ходили в
3. Музей Древней Олимпии. Чтобы туда попасть, надо перейти по мостику речушку Кладей. Этот музей ближе всех к собснно сайту. У муезя есть глючный вебсайт, но на Википедии написано лучше, чесслово.
Музей большой, отведите пару часов на просмотр. Главные его экспонаты - скультурные элементы фронтона храма Зевса. На одном из них изображено состязание Пелопса с Ойномеем за невесту - будущую супругу Пелопса, Гипподамию. На других изображены подвиги Геракла, причем расчищению Авгиевых конюшен отведено почётное центральное место угадайте почему... потому что дело происходило в Элиде!
Другие экспонаты, которыми славен музей или на которые просто любопытно посмотреть:
1-2.Миниатюрные фигурки животных, захороенные в алтаре Зевса. Алтарь Зевса состоял из пепла и сажи от сожженных жертв. Периодически его сравнивали с землей, ибо был слишком высоким, а золой удобряли землю святилища. Археологи раскопали кучу маленьких фигурок. Здесь же представлены малюсенькие треножники: кто-нибудь мог оставить в Олимпии вот такую крохотную грошовую фигулинку, а потом сказать "А я посвятил треножник в Олимпию!"
3. "Шлем Мильтиада" - на нём подписано "Мильтиад", но не факт, что тот самый.
4. Единственный таран (кажется) классического периода.
5. Глиняные формочки, использовавшиеся в мастерской Фидия (об этом - в следующем посте) для отливки металлических деталей статуй (золотых складок одеяния, например).
6. Гермес с младенцем Дионисом (у меня вид сзади).
7. Зевес с Ганимедом (ИМХО, Ганимед тут страшен, как ядерная война).
8. Самая большая из всех греческих музеев коллекция древнего вооружения - шлемов, щитов, мечей и прочего. В Олимпии их так много, потому что воины, вернувшиеся с победой, по случаю такой радости посвящали дорогостоящий элемент паноплии богу в дар.
9. Сатир со стоящим членом (по-научному такое состояние называется ityphallic), которого можно увидеть на всех открытках.
1. _2._ 3. _4. _ 5. _6. _7. _8. _9.
*******************************************
Греция 2010 - день 11 (13 мая): Олимпия.
читать дальшеРодина Олимпийских игр большая, промахнуться невозможно, но если таки промахнулись, ищите единственный в округе холм (фото 1). Холм называется "Кронион", т.е. "сын Кроноса", т.е. Зевесов холм. Подняться на холм группой нам не удалось (засвистели охранники), но если вы вдвоём-втроём - стоит попробовать, только оденьте длинные штаны и удобные кроссовки, потому что тропинки нет, а холм весь зарос травой. Кроме того, в земле есть ямки, куда можно нечаянно вступить и подвернуть ногу.
1. _2_ 3.
1.Кронион 2. Могучая речка Кладей (там ещё лягушки квакали!) 3.Палестра
Категорически рекомендуется посещать Олимпию в послеобеденное время, после часу дня. Утром там ТОЛПЫ туристов и впечатление от этого места остаётся какое-то смазанное и непонятное. После обеда гораздо тише, почти никого нет, красота и благодать. Кроме того, Олимпия - единственный сайт, где перед входом вас вынудят оставить сумки (!!!). Запирающихся на ключ ячеек примерно полсотни, а туристов ОРДЫ, поэтому всё ценное лучше загодя оставить в сейфе в гостиничном номере.
Пройдя контролёршу, вы попадёте на длинную дорожку, по обе стороны которой расположены руины спортивных сооружений, в т.ч. палестры (фото 3). Проходим всё мимо и сворачиваем налево, к главным достопримечательностям - храму Геры и храму Зевса.
Храм Геры (фото 4) был построен около 590 г. до н.э. народом из города Скилос. Первый храм был деревянным, постепенно колонны замещали каменными. Колонны этого храма знамениты (в узких кругах истории искусства) тем, что, поскольку заменяли их в разное время по мере необходимости, стиль дорической капители на двух колоннах неодинаков: в одном месте она почти стесанная, в другом округлая. Кроме того, считается, что изначально вот это и был храм Зевса, а перепрофилировался и превратился в храм супруги громовержца - Геры он только после того, как был построен большой храм Зевса, уже на деньги подчинивших себе эту область элейцев (населения полиса Элида). Храм Зевса (фото 5) сохранился неважно - в основном, от него остался фундамент и раскатившиеся во все стороны баранбаны колонн. Они огромны, я никогда таких больших не видела!
Скульптурный фронтон храма - или то, что от него осталось - находится в музее Олимпии. Примечательно, что на восточном фронтоне изображен Аполлон, прекращающий битву лапифов с кентаврами. Традиционно считается, что это к слову о честных соревнованиях. Профессор Д., однако, соверешнно верно говорит, что Аполлон наводит порядки довольно брутальным образом, ибо где теперь те кентавры? Так что более правильно читать фронтон так: сильный бьёт слабых.
Перед храмом раньше был алтарь из пепла (о миниатюрных находках из которого я писала в предыдущем посте, а также "курган" Пелопса, Пелопион.
От храма под аркой проходим на стадион! Стадион несколько раз перестраивался и расширялся. В древности по обеим сторонам его обрамляли сокровищницы разных государств, что позволяло древним ВИП-персонам во время соревнований занимать места "в первом ряду". На стадионе есть отметки для забега в 1 стадию, туристы только так там бегают, и вы пробегитесь!
4. _5. _6.
4. Храм Геры (Герайон). 5. Храм Зевса. 6. Стадион.
Ещё интересно посмотреть так называемый "Леонидайон" (фото 7), от которого остались очень живописные основания и капители колонн. Это здание со множеством колонн было древней гостиницей (наверняка с номерами-люкс!).
Мастерская Фидия (фото 8) находится рядом с Леонидайоном и храмом Зевса. Фидий жил и творил в 480-432 гг. до н.э. - т.е. на деньги, награбленные во время греко-персидских войн, под чутким руководством местных греческих авторитариев создавал символы величия и славы полисов-победителей. Для афинян он сделал статую Афины Парфенос, для элейцев - статую Зевса Олимпийского, считавшуются одним из 7 чудес света; обе статуи были хрисэлефантиновые: из золота и слоновой кости. В предыдущем посте вы видели глиняные формы для литья, которые использовал Фидий и его подмастерья. Согласно интересной теории академика по имени Kenneth Lapatin, более глубокие формы использовались не для золота, а для стекла, которым покрывалось золото сверху (везде или местами), чтобы защитить его и одарить статую божественным сиянием. Мастерская Фидия в Олимпии просуществовала до 5 века н.э., а затем ее превратили в христианскую церковь.
7. _8.
7. Леонидайон 8. Мастерская Фидия.
По Олимпии гулять можно ещё долго, посмотреть на римские руины и бани с тёплым полом. Нагулявшись, возвращаемся ко входу/выходу через опять же палестру, на этот раз прогулочным шагом, радуясь образовавшеся тени.
*******************************************
Греция глазами историка - ОТЧЕТ ЦЕЛИКОМДень 1: Афины (муз.Гуландрис, Ареопаг, Лицей, Стадион, сады)
День 2: Афины (Ареопаг, Акрополь, музей Акрополя, Национальное кладбище)
день 3: Афины: Пникс, холм Филопаппос, Одеон, Weiner Labs, Ликабетт... и немного современной Греции: демонстранты на улицах Афин.
день 4: Афины (Национальный музей, музей агоры ака Стоя Аттала (+запасники и реставрационно-консервационная лаборатория), агора и Гефестион.)
день 5: Афины (Национальный музей, Керамик, Перипатос (прогулка вокруг Акрополя), Плака).
день 6: Афины: Академия Платона; Беотия: Гла, Херонея (да-да-да!!!); Дельфы; Халкида на Эвбее.
День 7:Аттика: Торикос и Сунион.
День 8: Беотия: Беотия в целом и Хозиос Лукас; Фокида: Арахова и Дельфы - Федриады.
День 9:Дельфы: святилище Аполлона и святилище Афины Пронаи, музей.
День 10: Олимпия: три музея.
День 11: Олимпия.
День 12: Мессения: Пилос и Сфактерия.
День 13: Замок Метони.
День 14: Спарта: Тайгет, музей, акрополь и Артемида Орфия.
День 15: Лакония: Менелайон и Мистра
Интерлюдия: город-сказка: Нафплио и Паламиди
День 16: Арголида: Лерна
День 17: Арголида: Микены и Тиринф
День 18: Арголида: Эпидавр
День 19: Коринф + Акрокоринф
День 20: Элевсин
День 21: Афины: римская часть и 2 музея.
Начало: часть 1, часть 2, часть 3.
Греция 2010 - день 9 (11 мая): Дельфы: святилище Аполлона и святилище Афины Пронаи, музей.
читать дальшеДельфы - городок маленький. Обжитые домики и красочные туристические лавочки, приютившиеся на склоне горы, подкупают ощущением провинциально-средиземноморского уюта. Таким город был и в древности: население не превышало 5000 взрослых мужчин. В Дельфах не было акорополя (во время опасности население уходило в пещеру). Сейчас он ещё меньше. Вид, от которого захватывает дух, помогает почувствовать присутствие божественных сил - но вряд ли сами древние греки так думали. Дельфы изначально (в 7-8 вв. до н.э.) считались местом отдалённым, труднодоступным, и лишь в архаическом периоде приобрели международное значение (как для греческих полисов, так и для зарубежных владык - лидийские цари Мидас и Крёз спрашивали советов Пифии и в ответ посылали ценные дары, о которых можно прочесть у Геродота (I.46-52).
_
Греция прекрасна всегда, но особенно - рано утром, когда после темной ночи глаза утоляют жажду чистым, прохладным светом; когда ещё нет жары, только ее обещание, и когда косые лучи высвечивают рельефы древних надписей.
В девять утра, свежие как 33 огурчика, мы пошли смотреть на святилище Афины Пронаи (Athena Pronaia) - "привратницы". Это в стороне от святилища Аполлона, но от храма круглое строение в святилище Афины Пронаи видно, так что пропустить или спутать его с чем-то другим невозможно. Афина "Проная", вероятно, ассоциировалась для древних с пророчествами и прорицаниями; так, её почитали и в Беотии, где оракулов было тоже много-много.
1._2._3.
1.xystos 2.Tholos 3.Остатки храма
Длинный участок расчищенной земли назывался xystos. На нем бегуны тренировались при подготовке к Пифийским играм.
Предназначение круглого здания (оно называется "толос"), которое вы увидите на всех открытках, неизвестно. Построено в IV в. до н.э., вероятно, связано с культом героев.
Храм Афины Пронаи был построен ок. 600 до н.э. силами Дельфийской Амфиктионии. Остались от него, в основном, развалины.
Интересно то, что и толос, и храм были построены из привозного мрамора. В IV в. был построен второй храм (за толосом).
На пути от Афины Пронаи к святилищу Аполлона обязательно остановитесь у Кастальского источника, в котором перед прорицаниями умывалась Пифия. Кастальский ключ должен даровать поэтическое вдохновение. Пить эту воду я забоялась, но руки умыла... и в тот же день начала писать стихотворение )
Святилище Аполлона в Дельфах славно тем, что именно здесь находился "пуп земли". Каменный "омфал" яйцевидной формы можно увидеть на самом сайте, и в музее. Кроме того, именно здесь давала прорицания Пифия. Здесь же проходили Пифийские игры - музыкальные и спортивные состязания. По обеим сторонам "священного пути" от входа в святилище и до храма Аполлона находились "сокровищницы" или отдельно взятые монументы, воздвигнутые, в основном, греческими городами-государствами с одной-единственной целью: выпендриться перед соседями. В настоящее время в отреставринованном виде находится лишь сокровищница афинян. От остальных сохранились в лучшем случае куски фризов или статуй в музее (см. ниже), в худшем случае - только основания.
Сайт открыт с раннего утра до 6 вечера (!). Наилучшее время для посещения - вечер, после 4, когда схлынет поток туристов. Сразу после входа, если идти прямо и не сворачивать налево на священный путь, будут туалеты. ПЕРЕД кассами есть фонтанчики с холодной (!) водой.
Вот так выглядит храм Аполлона. С южной стороны можно полюбоваться polygonal masonry - обтесанной кладкой неравноугольных камней, характерной для Архаического периода.
Кроме того, с южной же стороны храма есть вот такой лаз, куда, при наличии фонарика, можно залезть и даже вылезть. Лаз имеет П-образную форму, т.е. залезаете в одном месте, вылезаете в другом. В древности здесь, скорее всего, вытекал источник.
Ещё одна интересная фишка - надписи об освбобождении рабов. Всего таких надписей на terrace wall с южной стороны храма (т.е. ниже по склону) ок 1200. Датируются они II веком. Для освобождения раб должен был заплатить хозяину кругленькую сумму (её можно было скостить, оставив в рабстве своего ребенка, например) и заплатить также священнику в Дельфах, чтобы сделать надпись. Раб как бы поступал в собственность бога, на деле – становился свободным.
1._ 2._ 3. _ 4.
1.Храм Аполлона, вид с запада 2. Храм Аполлона, вид с северо-запада 3.Polygonal masonry 4. Надписи про освобождение рабов (manumission inscriptions)
Другие интересности – это сокровищницы.
Сокровищница афинян отреставрирована. Изначально построена после Марафонской битвы полностью из паросского мрамора. Примечательно то, что на стенах сокровищницы были высечены 2 гимна Аполлону, один из них – с древними «нотами» (увидеть их теперь можно в музее).
Если лезть вверх, то можно увидеть театр (построенный в римский период), а если быть совсем упорными и полезть ещё выше – тропа выведет к стадиону, тоже римскому, где проходили состязания в беге. Оттуда открывается обалденный вид на Дельфы.
1._2.
1.Сокровищница афинян. 2. Вид на театр в Дельфах.
Дельфы – божественное место. Там хорошо и тихо – редкий турист добредает до вершины сайта, а уж на Федриады лазят только упёртые. Можно остаться почти наедине с древними камнями. Из моего бумажного дневника в тот день:
"Муравьи продолжают свою упорядоченную жизнь, не зная о том, что священны".
Выходя из святилища, каждый наверняка почувствует, что на душе стало чище и светлей.
Музей находится совсем рядом. Нужно выйти с археологического сайта и пройти вдоль него в сторону города (т.е. выйти и повернуть направо). Рядом с музеем есть туалеты и оживленное кафе, где продают кофе, слаши и снэки. Слаши категорически НЕ рекомендуются, сплошная синтетика. Кроме того, там пасется целый выводок несчастных кошек, которые готовы есть даже чипсы.
В музее стоит знаменитый возница. Однако самая интересная, по крайней мере для меня, комната – это зал, посвященный сокровищнице Сифноса. Барельефы вдоль стен экспонируются на уровне глаз, поэтому можно в подробностях рассмотреть одно из первых скульптурных изображений битвы воинов в паноплии гоплитов. Тот же зал караулит Сфинкс с Наксоса. В соседнем зале рядышком стоят Клеобис и Байтон. Ещё обязательно надо смотреть на хрисэлефантиновые культовые статуи Аполлона и семейства - вернее, головы-руки-ступни, от них оставшиеся и сильно реконструированные.
Сокровищница Сифноса вот такая:
_ _ _
Кроме того, в Дельфах есть музей местных прикладных искусств, но я там не была.
***
Где поесть, пожить и погулять:
Очень рекомендуется гостиница Fedriades, где мы были в 2012. Там хорошо всё, кроме интернета – 5 евро за комнату (причем пароль всем дали одинаковый), а работает очень паршиво. Остальное хорошо – большинство комнат с балконами, некоторые даже с видом на долину, очень красиво. Завтрак очень солидный, с горячим беконом, омлетом и картошкой.
Рекомендуется таверна Epikouros с видом на долину. Еда всегда вкусная, цены в пределах 10-15 евро за ужин, группой дешевле. Для большой группы могут устроить вечер греческих танцев.
Рекомендуется таверна Phivos с видом на долину. Еда вкусная, цены стандартные.
НЕ рекомендуется таверна Delphikos на самом отшибе. Большую группу не смогли обслужить – тем, кто заказал первыми, принесли хорошо и вкусно; тем, кто заказал последними, еды не досталось. Кроме того, ужасно подозрительные официанты.
Рекомендуется ночной клуб Downtown Club по соседству c Epikouros. Если вы опять же путешествуете группой, смело идите туда – кроме вас и парочки пялящихся на вас греков там никого не будет, вся дискотека ваша.
*******************************************
Греция 2010 - день 10 (12 мая): Олимпия: три музея.
читать дальшеРассказ об этом дне будет довольно коротким, потому что бОльшую его часть мы провели под крышей: сначала в автобусе (от Дельф до Олимпию через Рион-Антирион ехать 4 часа), потом в музеях. В этот день мы побывали в двух, но я расскажу про все три, чтобы пост не был слишком коротким
Когда мы пересекли пролив и въехали в Ахею, у меня в глазах стояли слёзы, потому что горы подавляюще прекрасны. Они такие внушительные!
Сама Олимпия - очень милый туристических городок. Мимо сайта и музеев промахнуться невозможно, всё рядом.
Рекомендуется гостница Ilis *** на главной улице. Трехместный номер большой, даже с маленькой ванной (а не душем), в номере много розеток, сейфа нет. Очень любезный персонал, wifi в фойе, завтрак холодный, зато есть свежие фрукты.
Рекомендуется магазин мастера-гончара, делающего вазы по древней технологии - настоящие краснофигурные и чёрнофигурные. Я не помню названия лавки, но можно спросить местных. Такие настоящие вазы стоят больших денег, но посмотреть не возбраняется.
1. Музей археологических раскопок. Он самый маленький и занимает всего две смежные комнаты в низком здании. В мае работает до 3:00. Здесь есть модель всего сайта, а также милая атрибутика а-ля Индиана Джонс:
2. Сразу по соседству находится музей Олимпийских игр. Это НЕ основной музей в Олимпии, но очень рекомендуется! Ккстати, из этого же музея в феврале этого года были похищены экспонаты.
Музей одноэтажный и там безумно жарко, но посмотреть есть на что! Из тематических экспозиций можно многое почерпнуть о разных соревнованиях. Минойцы, оказывается, делали сальто над мечами - состязались так! Кроме того, здесь представлены предметы быта атлетов: стригили, горшочки под масла и растирания.
Самый известный экспонат - основание посвятительного дара Киниски, одной из немногих женщин, в древности выйгравших олимпийский вид спорта. Киниска была спартанской царицей и спонсировала квадригу на состязании колесниц. Ее колесница пришла первой, и слава досталась женщине!
1. _2.
1.Вот так выглядит музей. 2. Основание посвятительного дара Киниски, на котором надписано ее имя.
На следующий день мы ходили в
3. Музей Древней Олимпии. Чтобы туда попасть, надо перейти по мостику речушку Кладей. Этот музей ближе всех к собснно сайту. У муезя есть глючный вебсайт, но на Википедии написано лучше, чесслово.
Музей большой, отведите пару часов на просмотр. Главные его экспонаты - скультурные элементы фронтона храма Зевса. На одном из них изображено состязание Пелопса с Ойномеем за невесту - будущую супругу Пелопса, Гипподамию. На других изображены подвиги Геракла, причем расчищению Авгиевых конюшен отведено почётное центральное место угадайте почему... потому что дело происходило в Элиде!
Другие экспонаты, которыми славен музей или на которые просто любопытно посмотреть:
1-2.Миниатюрные фигурки животных, захороенные в алтаре Зевса. Алтарь Зевса состоял из пепла и сажи от сожженных жертв. Периодически его сравнивали с землей, ибо был слишком высоким, а золой удобряли землю святилища. Археологи раскопали кучу маленьких фигурок. Здесь же представлены малюсенькие треножники: кто-нибудь мог оставить в Олимпии вот такую крохотную грошовую фигулинку, а потом сказать "А я посвятил треножник в Олимпию!"
3. "Шлем Мильтиада" - на нём подписано "Мильтиад", но не факт, что тот самый.
4. Единственный таран (кажется) классического периода.
5. Глиняные формочки, использовавшиеся в мастерской Фидия (об этом - в следующем посте) для отливки металлических деталей статуй (золотых складок одеяния, например).
6. Гермес с младенцем Дионисом (у меня вид сзади).
7. Зевес с Ганимедом (ИМХО, Ганимед тут страшен, как ядерная война).
8. Самая большая из всех греческих музеев коллекция древнего вооружения - шлемов, щитов, мечей и прочего. В Олимпии их так много, потому что воины, вернувшиеся с победой, по случаю такой радости посвящали дорогостоящий элемент паноплии богу в дар.
9. Сатир со стоящим членом (по-научному такое состояние называется ityphallic), которого можно увидеть на всех открытках.
1. _2._ 3. _4. _ 5. _6. _7. _8. _9.
*******************************************
Греция 2010 - день 11 (13 мая): Олимпия.
читать дальшеРодина Олимпийских игр большая, промахнуться невозможно, но если таки промахнулись, ищите единственный в округе холм (фото 1). Холм называется "Кронион", т.е. "сын Кроноса", т.е. Зевесов холм. Подняться на холм группой нам не удалось (засвистели охранники), но если вы вдвоём-втроём - стоит попробовать, только оденьте длинные штаны и удобные кроссовки, потому что тропинки нет, а холм весь зарос травой. Кроме того, в земле есть ямки, куда можно нечаянно вступить и подвернуть ногу.
1. _2_ 3.
1.Кронион 2. Могучая речка Кладей (там ещё лягушки квакали!) 3.Палестра
Категорически рекомендуется посещать Олимпию в послеобеденное время, после часу дня. Утром там ТОЛПЫ туристов и впечатление от этого места остаётся какое-то смазанное и непонятное. После обеда гораздо тише, почти никого нет, красота и благодать. Кроме того, Олимпия - единственный сайт, где перед входом вас вынудят оставить сумки (!!!). Запирающихся на ключ ячеек примерно полсотни, а туристов ОРДЫ, поэтому всё ценное лучше загодя оставить в сейфе в гостиничном номере.
Пройдя контролёршу, вы попадёте на длинную дорожку, по обе стороны которой расположены руины спортивных сооружений, в т.ч. палестры (фото 3). Проходим всё мимо и сворачиваем налево, к главным достопримечательностям - храму Геры и храму Зевса.
Храм Геры (фото 4) был построен около 590 г. до н.э. народом из города Скилос. Первый храм был деревянным, постепенно колонны замещали каменными. Колонны этого храма знамениты (в узких кругах истории искусства) тем, что, поскольку заменяли их в разное время по мере необходимости, стиль дорической капители на двух колоннах неодинаков: в одном месте она почти стесанная, в другом округлая. Кроме того, считается, что изначально вот это и был храм Зевса, а перепрофилировался и превратился в храм супруги громовержца - Геры он только после того, как был построен большой храм Зевса, уже на деньги подчинивших себе эту область элейцев (населения полиса Элида). Храм Зевса (фото 5) сохранился неважно - в основном, от него остался фундамент и раскатившиеся во все стороны баранбаны колонн. Они огромны, я никогда таких больших не видела!
Скульптурный фронтон храма - или то, что от него осталось - находится в музее Олимпии. Примечательно, что на восточном фронтоне изображен Аполлон, прекращающий битву лапифов с кентаврами. Традиционно считается, что это к слову о честных соревнованиях. Профессор Д., однако, соверешнно верно говорит, что Аполлон наводит порядки довольно брутальным образом, ибо где теперь те кентавры? Так что более правильно читать фронтон так: сильный бьёт слабых.
Перед храмом раньше был алтарь из пепла (о миниатюрных находках из которого я писала в предыдущем посте, а также "курган" Пелопса, Пелопион.
От храма под аркой проходим на стадион! Стадион несколько раз перестраивался и расширялся. В древности по обеим сторонам его обрамляли сокровищницы разных государств, что позволяло древним ВИП-персонам во время соревнований занимать места "в первом ряду". На стадионе есть отметки для забега в 1 стадию, туристы только так там бегают, и вы пробегитесь!
4. _5. _6.
4. Храм Геры (Герайон). 5. Храм Зевса. 6. Стадион.
Ещё интересно посмотреть так называемый "Леонидайон" (фото 7), от которого остались очень живописные основания и капители колонн. Это здание со множеством колонн было древней гостиницей (наверняка с номерами-люкс!).
Мастерская Фидия (фото 8) находится рядом с Леонидайоном и храмом Зевса. Фидий жил и творил в 480-432 гг. до н.э. - т.е. на деньги, награбленные во время греко-персидских войн, под чутким руководством местных греческих авторитариев создавал символы величия и славы полисов-победителей. Для афинян он сделал статую Афины Парфенос, для элейцев - статую Зевса Олимпийского, считавшуются одним из 7 чудес света; обе статуи были хрисэлефантиновые: из золота и слоновой кости. В предыдущем посте вы видели глиняные формы для литья, которые использовал Фидий и его подмастерья. Согласно интересной теории академика по имени Kenneth Lapatin, более глубокие формы использовались не для золота, а для стекла, которым покрывалось золото сверху (везде или местами), чтобы защитить его и одарить статую божественным сиянием. Мастерская Фидия в Олимпии просуществовала до 5 века н.э., а затем ее превратили в христианскую церковь.
7. _8.
7. Леонидайон 8. Мастерская Фидия.
По Олимпии гулять можно ещё долго, посмотреть на римские руины и бани с тёплым полом. Нагулявшись, возвращаемся ко входу/выходу через опять же палестру, на этот раз прогулочным шагом, радуясь образовавшеся тени.
*******************************************
Греция глазами историка - ОТЧЕТ ЦЕЛИКОМДень 1: Афины (муз.Гуландрис, Ареопаг, Лицей, Стадион, сады)
День 2: Афины (Ареопаг, Акрополь, музей Акрополя, Национальное кладбище)
день 3: Афины: Пникс, холм Филопаппос, Одеон, Weiner Labs, Ликабетт... и немного современной Греции: демонстранты на улицах Афин.
день 4: Афины (Национальный музей, музей агоры ака Стоя Аттала (+запасники и реставрационно-консервационная лаборатория), агора и Гефестион.)
день 5: Афины (Национальный музей, Керамик, Перипатос (прогулка вокруг Акрополя), Плака).
день 6: Афины: Академия Платона; Беотия: Гла, Херонея (да-да-да!!!); Дельфы; Халкида на Эвбее.
День 7:Аттика: Торикос и Сунион.
День 8: Беотия: Беотия в целом и Хозиос Лукас; Фокида: Арахова и Дельфы - Федриады.
День 9:Дельфы: святилище Аполлона и святилище Афины Пронаи, музей.
День 10: Олимпия: три музея.
День 11: Олимпия.
День 12: Мессения: Пилос и Сфактерия.
День 13: Замок Метони.
День 14: Спарта: Тайгет, музей, акрополь и Артемида Орфия.
День 15: Лакония: Менелайон и Мистра
Интерлюдия: город-сказка: Нафплио и Паламиди
День 16: Арголида: Лерна
День 17: Арголида: Микены и Тиринф
День 18: Арголида: Эпидавр
День 19: Коринф + Акрокоринф
День 20: Элевсин
День 21: Афины: римская часть и 2 музея.