Вроде бы мой прошлый рассказ о путешествии пришелся по душе, так что я решила также поделиться отчетом о нашей поездке на велосипедах вокруг Боденского озера, которая состоялась в начале сентября 2018 года.
Велосипедный тур вокруг Боденского озера (или Bodensee-Radweg) - один из множества туристических веломаршрутов, которые буквально покрывают всю Германию и является одним из самых популярных. В этом нет ничего удивительного: окрестности Боденского озера известны своей природной красотой, приятным климатом и красивыми городами с обилием достопримечательностей.
Боденский маршрут прекрасно оборудован именно для велотуристов: немецкий клуб велолюбителей (Allgemeine Deutsche Fahrrad-Club) дает ему оценку 4 из 5.
Протяженность маршрута составляет примерно 260 км и проходит по территориям трех стран: Германии, Австрии и Швейцарии.
Большинство путеводителей и сайтов советуют отводить на этот маршрут неделю, и проходить по 30-40 км в день. Но некоторые люди умудряются
пролетать преодолевать это расстояние за 3 или даже за 1 день. Мы, с учетом одного срезанного участка в 50 км, объехали озеро за 4 дня.
Так как это был мой первый опыт подобных путешествий, описывать буду подробно.
Подготовка.Помимо очевидных вещей, типа бронирования гостиниц, инспектирования велосипедов и упаковки вещей, есть еще и менее явные моменты.
К примеру, в период планирования поездки, я перелопатила кучу сайтов в поисках нужной информации и выяснила следующее:
-- Вокруг озера лучше всего ехать по часовой стрелке: во-1, именно в таком направлении приводится информация во всех путеводителях, во-2, указатели на маршруте установлены с рассчетом, что большинство велотуристов едет именно по часовой стрелке и их удобнее читать, и 3-х, на большинстве участков велодорожки разделены по направлениям движения и дорожка для движущихся против часовой стрелки частенько оказывается отделена автодорогой от живописного берега озера, что, согласитесь, сразу же убивает половину удовольствия от маршрута.
-- Прежде чем планировать поездку на озеро, будет нелишним заглянуть в календарь школьных каникул: из-за дикой популярности этого маршрута, в регионе в высокий сезон резко подскакивают цены, становится тяжело найти свободный номер в отеле, да и на велодорожке будешь скорее любоваться обтянутыми спортивными трико поджарыми задницами других велосипедистов, а не природой и волноваться о том, чтоб не столкнуться в одну неаппетитную кучу.
Мы были на озере в начале сентября, когда сезон уже пошел на спад, но все равно не испытывали недостатка ни в высоких ценах, ни в поджарых задницах более скоростных велосипедистов, которые частенько проносились мимо нас.
-- Т.к. туристическое направление здесь очень развито, то полно всяких сопутствующих сервисов: от покупки готового недельного тура (с бронью гостиниц), до, например, услуги доставки багажа от одного вашего отеля до другого:
www.bodensee-radweg.com/gepaecktransport Видимо, для тех, кто не привык обходиться минимум вещей или путешествует с детьми. Само-собой, велосипед (и даже электро-велосипед) тоже можно взять в аренду.
-- Покупка специальных карт и путеводителей для велосипедистов не имеет никакого смысла. Во-1, разметка на маршруте и так прекрасная, во-2, гугл-карты есть в каждом телефоне и это удобнее любых бумажных карт.
-- Вода в озере великолепно прозрачная, но - холодная. Летом она редко прогревается выше 18-20 градусов. Но нам плавалось в ней просто отлично)
От себя добавлю еще пару советов:
-- Прежде чем разбивать маршрут на участки, проверьте их на тех же гугл-картах на наличие сильных подъемов в гору. Несмотря на то, что Боденский маршрут считается легким (и в целом именно таким и является), некоторые участки могут быть с изрядными подъемами и лучше делать их покороче, а не замахиваться сразу на 50 км в первый же день, как это сделали мы.
-- Лучше всего добираться до начала маршрута на поезде: так потом не болит голова на тему, где парковать машину и во сколько это обойдется, плюс поезд - это прекрасный шанс во время дороги еще и полюбоваться красотами Шварцвальда через панорамные окна.
-- Если ехать на поезде, то обязательно заранее необходимо покупать билеты не только на себя, но и на велосипеды, т.к. максимальное количество велосипедов на поезд ограничено и их нужно зарегистрировать не позднее, чем за день до поездки. Мы купили билеты на провоз велосипедов в офисе Дойче Бана, и заплатили на двоих 11 евро (от Штутгарта до Констанца).
-- Поосторожнее с мобильным интернетом на территории Швейцарии. Лучше отключить роуминг еще до пересечении границы, потому что роуминг в Швейцарии дорогой. Мы отключили, и не особо от этого пострадали: практически везде телефон дотягивается до немецкой сети.
Итак. С приготовлениями покончено, пора в дорогу.
День 0.читать дальшеСобираем вещи. Заблаговременное планирование багажа важно практически также, как само планирование маршрута: в условиях ограниченной грузоподъемности нужно взять все нужное и по возможности не взять ничего ненужного.
Предпочтение отдается практичным и легким вещам. Вот, к примеру, моя поклажа:
На 4 дня я взяла:
2 спортивных бюстгалтера, 5 футболок, 1 толстовка, 2 пары леггинс, носки/трусы, куртка с капюшоном, тонкая куртка непромокайка-непродувайка, косметос, лекарства, купальник.
Маска не пригодилась, т.к. в тот единственный день, когда нам повезло искупаться, вода была мутная из-за непогоды накануне. Бутылка не пригодилась тоже. Конечно, в путеводителях было написано, что на протяжении всего маршрута находятся открытые источники с питьевой Альпийской водой, но мы так и не решились ее пить и покупали воду в супермаркете.
Все эти вещи прекрасно поместились в две седельные сумки велосипеда и за всю поездку я не испытала нужды ни в какой вещи кроме тех, что мы взяли с собой.
Начинаем наше путешествие. Сначала на электричке добираемся до центрального вокзала, откуда отходит поезд к Боденскому озеру.
Место для велосипедов - в самом начале и в самом конце вагона, где велосипеды можно даже закрепить специальными ремнями. За провоз велосипедов на электричке дополнительно доплачивать не нужно.
А вот так уже крепятся велосипеды в междугороднем поезде:
Сам поезд - чистенький, удобный двухэтажный ICE. В наличии: панорамные окна, туалеты, изолированная секция для пассажиров с детьми, бесплатный вай-фай и розетки.
Второй этаж:
Пара часов пути в таком поезде - сплошное удовольствие. Можно путеводитель почитать, можно в окно посмотреть - на Шварцвальд, сквозь который идет ж/д маршрут.
Прибываем в Констанц вскоре после обеда. Марко вообще был настроен уже в этот день одолеть первый участок маршрута (50 км), но я была решительно против и очень быстро оказалось, что "Настя была права": через 10 минут после того как мы заселились в отель и решили поехать посмотреть на город, у Марко на ровном месте лопнула цепь.
По великой удаче напротив нашего отеля оказался магазин со всем необходимым и удалось все быстро починить.
Поехали знакомиться с городом.
Констанц - главный немецкий город на озере. Именно с него, как правило, люди начинают маршрут вокруг озера. В Констанце чудесно сохранился старый город: и фахверковые домики, и узкие улочки, и остатки римских построек, которые можно увидеть на застекленных площадках прямо на рыночной площади. В Констанце находится "нулевой километр" могучего Рейна. В Констанце множество церквей, церквушек или просто наружных украшений на религиозную тематику - ведь в прошлом этот город имел большое религиозное значение (именно там сожгли Яна Гуса).
Еще в Констанце есть океанариум Sea Life. www.visitsealife.com/de/konstanz/ Мы с Марко там не были, но, наверное, интересно.
Ратуша:
Одна из церквей:
Набережная:
Город:
День 1. Konstanz - Stein am Rhein - Radolfzell. 58,5 км.читать дальшеПросыпаемся, завтракаем, снова пакуем вещи и начинаем наш вело-тур. Не задерживаясь нигде, проезжаем через Констанц. Я по достоинству оцениваю и целые городские широкие улицы (по две стандартных полосы в каждую сторону), выделенные только для велосипедистов, и специальные надземные переходы для велосипедов - плавно закрученные спирали и мосты, специально построенные для того, чтобы людям не приходилось даже спешиваться, чтобы пересечь дорогу. ОЧЕНЬ удобно.
Через пол часа мы въезжаем в Швейцарию. О пересечении границы говорит только скромная арка с надписью "пограничный контроль" и пустая будка контролера, да изменившийся цвет дорожных указателей. Какое-то время летим через яблочные, одуряюще пахнущие сады, потом понимаем, что, по ходу, мы потеряли дорогу и начинаем возмущаться: наврали про ясные и понятные указатели вдоль всего маршрута!
Проверяем по карте и вскоре понимаем, что ничего никто не наврал, просто мы сами ступили и изначально поехали не по той дороге. Вышли на трассу маршрута и больше ни разу не открывали карту для поиска пути - настолько все было ясно и понятно.
Следующую остановку делаем в городе Stein am Rhein - это крошечный швейцарский городок, в котором не наберется и пяти тысяч жителей. В прошлом году ему исполнилось 1010 лет и, поскольку в войну его не бомбили - там есть на что посмотреть.
Для начала мы остановились за противоположном от города берегу - чтобы закусить нехитрыми припасами с видом на Рейн и город.
Помимо чудесного вида на реку, заодно полюбовались на бодрую пару швейцарцев за 60+, которые пару раз туда-сюда курсировали вдоль линии набережной на своем катерке. Абсолютно обнаженными. Толпы туристов на берегу и абсолютно не смущали))..
Кажется, я поняла, почему знакомые советовали нам обязательно искупаться голыми, когда мы будем на территории Швейцарии - наверное, какая-то местная фишка
Пошли гулять по городу. Что ж, путеводители не соврали, Stein am Rhein и в самом деле очень яркий город!
Stein am Rhein - средневековье без вони и чумы!
В общей сложности, на перекус и поверхностный осмотр города у нас уходит 2-2,5 часа. Выдвигаемся дальше, в Radolfzell.
Должна сказать, что именно на этот день выпала самая тяжелая часть нашего маршрута: из-за большого количества холмов, на которые я не могла заехать на велосипеде и мне приходилось спешиваться и толкать велик вверх, и это очень сильно замедляло наше продвижение.
К месту ночевки мы прибыли ближе к 7 вечера, когда я совсем выбилась из сил и двигалась уже больше на упертости и нежелании ночевать в лесу.
Поужинали и завалились спать.
День 2. Überlingen - Unteruhldingen - Meersburg - Friedrichshafen - Kressbronn. 56 км.читать дальшеНа второй день мы решили считить, т.к. предыдущий отрезок пути дался мне намного тяжелее, чем рассчитывал наш главный планировщик (шоб ему сейчас икалось!), а поскольку при заселении в гостиницу нам дали два суточных билета на поезд для проезда по региону, именно ими мы и решили воспользоваться и сократить путь примерно на 50 км.
Оставшиеся 56 км мы пролетели практически без остановок, т.к. на этом участке все более-менее интересные города и достопримечательности мы уже посетили раньше, поэтому обозначу тезисно, что где можно посмотреть.
На пропущенном участке однозначно нужно посетить остров Майнау - он же остров цветов. По сути, огромный парк с аллеями, яркими клумбами, оранжереями и даже с домом бабочек на территории. Вход на самый дешевый (около 20 евро за взрослого, если мне не изменяет память), но оно того стоит: гулять там можно фактически весь день.
(фото не мое)
(фото не мое)
В Unteruhldingen находится археологический опен-эйр музей, где реконструированы традиционные дома времен неолита. Не просто так реконструированы, а на основе реальных находок на дне озера. Музей до некоторой степени интерактивный: в дома можно зайти, некоторые вещи можно пощупать, в некоторых домиках можно послушать лекцию о быте того времени или даже попробовать что-нибудь сделать при помощи каменных инструментов.
www.pfahlbauten.de/
В Meersburg находится старейший жилой замок Германии, который можно посетить, главное проверить часы работы www.burg-meersburg.de/
Еще в этом городе красивая набережная и вкусное мороженное )
Friedrichshafen - это город цеппелинов. Именно здесь когда-то родились эти величественные летающие машины. Именно здесь размещались многочисленные производства (в том числе - авиационные). В войну город капитально разбомбили, поэтому из всех старых городов на озере Фридрихсхафен имеет самый модерновый вид: много стекла, стали и Очень Странных Скульптур.
Что посетить? Как минимум музей Цеппелина. www.zeppelin-museum.de/ Там можно даже пройтись по макету гондолы цеппелина и представить себя богатым пассажиром (другие на цеппелинах не летали).
Вообще-то, над Боденском озере можно даже полетать на цеппелине, но стоит это удовольствие вроде бы около 300 евро с человека. Кто как, а я предпочла более бюджетный вариант.
На этом участке мы практически не останавливались, поэтому сделала буквально пару фотографий за всю поездку, обе из Меерсбурга:
День 3. Kressbronn - Lindau - Bregenz - Kesswil. 77 км.читать дальшеСамый длинный отрезок нашего маршрута, проходящий сразу через 3 страны. Я снова исполнила свой любимый трюк и поела в трех разных странах в течении одного дня: позавтракала в Германии, пообедала в Австрии, поужинала в Швейцарии. И это все - без помощи самолета!
На территории Германии мы посетили город-остров Lindau, первые упоминания о котором встречаются в 882 году. В войну город не пострадал, так что там есть на что посмотреть.
Например, на гавань и набережную:
И на старый город:
А еще, если верить путеводителю, в Линдау есть прекрасный сад, который обязательно надо посетить весной в период цветения: www.lindau.de/adresse/lindenhofpark
Вскоре после Линдау мы въезжаем на территорию Австрии. Граница между странами практически невидимая. Если не обратить внимания на скромный знак "Добро пожаловать в Австрию", то и не заметишь, что уже в другой стране (Слава Евросоюзу!).
Могу сказать, что именно в Австрии - самый красивый участок велосипедного маршрута вокруг озера. Широкая, идеально гладкая дорога у самой кромки озера. Так, что с одной стороны - тенистая аллея, а с другой - плеск лазурных волн.
Жаль, что этот самый красивый участок маршрута еще и самый короткий)..
В Австрии мы надолго не задержались, но если б у нас было больше времени, то мы бы обязательно остановились в городе Bregenz, прошлись бы по нему, у потом на фуникулере поднялись бы на гору Пфандер. Там можно прекрасно перекусить на высоте 1062 метра, любуясь на озеро и вершины Альп.
Маршрут по территории Швейцарии нас, мягко говоря разочаровал.
Во-1, разметка стала не такой легкочитаемой, как это было в Германии. Пару раз мы сбивались с курса и из-за этого сделали лишних 12 км. Но зато проехались по живописной дельте Рейна, да.
Во-2, на протяжении всей этой части Швейцарского маршрута (а это около 40 километров), мы практически не видели озеро, даже не могли к нему приблизиться: вся береговая линия закрыта частными домами.
Как нам объяснили позже хозяева семейного мини-отеля в ничем не примечательном городке Kesswil, где мы остановились на ночлег, все дело в Швейцарском законодательстве. Как оказалось, по местному закону, все, покупающие участок в первой и второй береговой линиях у озера, обязаны также выкупать эту самую береговую линию (именно выкупать, она не идет в комплект к участку). Навязанной покупкой дело не ограничивается: новоиспеченный хозяин домика с шикарном видом приобретает пожизненную обязанность содержать в порядке и участок пляжа и проходящую вдоль озера пешеходную дорожку: очищать от снега, мусора и опавших листьев, если необходимо - укреплять и подсыпать щебень. Таким нехитрым способом администрация не только получает дополнительный доход от принудительной продажи участков земли, но и спихивает обязанность по содержанию пешеходной тропы на плечи (и кошельки) владельцев участков.
Оно, конечно, хитро, но велосипедисты остаются без видов на озеро...
Те же хозяева гостиницы поделились еще парочкой инсайтов:
- В Швейцарии очень дорогая, по сравнению с Германией, еда в ресторанах. Но не в кафе и ресторанах, находящихся на территории кемпингов: там цены лишь незначительно выше немецких.
- Туристам с детьми лучше искать ночлег не в маленьких семейных отелях, а в средних и больших сетевых, т.к. все больше и больше небольших семейных отелей объявляют себя чайлд-фри.
Отель, в котором мы остановились, оказался именно из тех, что на первой береговой линии, так что мы взяли у хозяина ключ от калитки и пошли любоваться закатом.
И вот он - закат, который стоил всех пройденных километров:
День 4. Kesswil - Konstanz. 18 км.читать дальшеНа этом участке не было ничего особенно примечательного. Мы просто расслабленно и неторопливо, с многочисленными остановками ехали обратно в Констанц. Наконец-то искупались в озере. Разумеется, голыми, на Швейцарской мы стороне или где Но в отличии от той пары на Рейне, мы выбрали безлюдный дикий пляж.
А вот как выглядит типичный общественный оборудованный пляж в Швейцарии:
Вход бесплатный. Домик для переодевания. Бесплатный туалет (чистый, с туалетной бумагой, мылом и даже сушилкой). Скамейки, место для барбекю, комфортный спуск к воде. Пирс, плавучая площадка в отдалении. Детская площадка и песочница, рядом с которой стоит большой ящик с детскими игрушками. И никто ничего не ломает и не ворует.
В общем-то, на этом все. Мы вернулись в Констанц и на поезде поехали обратно домой.
И напоследок, основные достоинство и недостатки именно такого способа путешествия вокруг озера я могу сформулировать именно так:
+ Вы больше увидите
- Меньше сфотографируете
Если у вас нет цели подготовиться к Тур-де-Франс или побить какие-то непонятные рекорды, то не торопитесь. Отведите на это путешествие побольше времени. Боденское озеро того стоит.