Урал, май 2016
В деревню, в глушь ... за Урал! Часть 1
В очередной раз не по порядку происходивших событий, но иначе у меня весь текст уйдет в "музейный" пост )
Алапаевская узкоколейная железная дорога - самая протяженная на данный момент в России узкоколейка с пассажирским движением. Построена и открыта в конце 19 века как лесовозная (в основном) дорога Алапаевского железоделательного завода. Помимо своего основного грузового назначения также является основным (а местами - и единственным) средством связи с цивилизацией двух десятков поселков и деревень Алапаевского района.
Несколько раз в неделю из Алапаевска ходит тепловоз с несколькими пассажирскими вагонами. Поездка до конечной станции Калач (146 км дороги) займет 6-7 часов, причем потребуется пересадка на станции Санкино на второй поезд, и это можно сделать четыре раза в неделю. Средняя скорость узкоколейки около 45 км\ч, поезд "туда" идет вечером, "обратно" рано утром. В выходные добавляется короткий "дачный" маршрут Алапаевск-Синячиха. Грузовое движение по узкоколейке идет в основном зимой, когда вывозится заготовленный лес.
Наш транспорт наготове
В советские времена у узкоколейки был полноценный железнодорожный вокзал, сейчас поезд отходит от "условной платформы" на территории депо
В обычном поезде до Калача 3-4 вагона, плацкарт и сидячие, типа "скамейка деревянная". У нас, кстати, раритет поедем в "самодельном" плацкарте, это переоборудованные под спальные полки сидячие вагоны ПВ-40
Вот так выглядит стандартная сидячка
Наш "туристический спецпоезд" идет так же, как и обычный, ночью. Уехали из Алапаевска мы около 7 вечера, на ночевку в Санкино встали около двух ночи. Ночных фоток нет, потому как лес-болото-лес, "мы где-то едем".
Эта весенняя поездка финишировала в Санкино, потому как высокая вода временно прекратила железнодорожное сообщение с деревнями дальше за Турой. Автомобильной дороги в Калач и деревни рядом нет физически. Вообще никакой. Поселок этот когда-то был лесхозным, построен в процессе расширения лесозаготовок вглубь уральских лесов, но потом пришел конец СССР, сокращение лесодобычи и ликвидация предприятий... Сейчас постоянное население поселка 17 человек, в основном пожилые люди. Плюс те, кто живет в Калаче, но зарегистрирован совсем не там. Вообще Калач - популярное место для картинок "Russian authentic village" - то кино снимают, то вон фотограф от Рейтерса заехал... Электричество в Калаче получают от собственного дизель-генератора, и все блага цивилизации попадают туда только по железной дороге. Как туда попадают в те дни, когда поезда нет (кроме варианта пешком по шпалам в один конец 15 км) - про это будет ниже
А пока доброе утро в деревне Санкино Без чего-то пять утра, бодрое такое уральское утро
С учетом +2 часа к Москве (где это время - это еще глубокая ночь)... за побудку к режимному фотовремени нужно сказать спасибо китайскому производителю моего спальника Идея выйти на улицу и лечь спать там на скамейку пыталось достучаться до сознания всю ночь. Потому что жарко,блин :/
Вообще, вагоны поделились "по интересам" один был "спящий", и второй "бродячий", высыпавшийся встречать рассвет на речке и гулять по деревне.
Иду к мосту через Туру. Деревенские собаки с удивлением смотрят на ненормальных, бродящих по рельсам в пять утра 3-го мая, когда все нормальные спят еще.
Лес, поле, весенние озера...
Был столб линии электропередач, теперь крест. Это, кстати, не поклонные креста, а обережные, "от нечистой силы и злого помысла".
Вот и она, Тура
В этом году по Уралу и Сибири везде было очень высокое половодье. "Масштабного человечка", конечно нет но думаю, по деревьям понятно,насколько поднялась вода.
Деревня Санкино на том берегу
Утро, речка, самолет
Много воды
Возвращаясь к теме транспорта. Вот он, собственно
Это мотодрезина, или на местном жаргоне "пионерка" - в советские времена основную массу таких мотодрезин выпускал завод "Пионер", отсюда и название. Транспорт, актуальный не менее, чем машина, а то и более (в тот же Калач машина попросту не доедет)
4 колеса, двигатель, багажник, он же сидение. Рельсы под ногами Что делать, если электричка тебе навстречу? Спрыгнуть с мотовозки и снять ее с рельс, пропуская поезд, благо поезда на узкой колее ходят небыстро.
Вот так примерно выглядит "уступи дорогу поезду"
А мы тем временем устроили себе экскурсию по деревне (чем еще можно заняться в шесть утра?).
Долго выясняли, что это (спросить у местных не предлагать, см. выше про время ), пришли к выводу что местная водонапорная башня.
Ностальгическое
Фсе плохо, развал-разруха, мы все умрем!
На самом деле, просто школа и поликлиника переехали в новое здание, а старое ... ну так и стоит пока, кушать же не просит.
Местная пожарная часть
Кажется, самое новое здание в поселке
На церковном дворе была обнаружена пассажирская кабина от рельсовой дизель-электростанции ЭСУ.
Центральная площадь. Дом культуры, памятник, три магазина, раньше еще и школа с поликлиникой тут же были
Уцелевший раритет. Впору вешать табличке "охраняется государством как памятник архитектуры". Это даже не 90-е, это советский еще лабаз.
ГлавЛесУРС (Главное управление рабочего снабжения Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР)
Администрация. Похоже, мы посетили все знаковые места поселка
Еще один пешеход
У кого-то гномики газон украшают, у кого-то - якоря
Да, почтовое отделение в Санкино тоже есть. И работает (кажется мы сделали им месячный бюджет отправкой открыток )
Пока мы бродили по деревне, остальной народ тоже проснулся и выполз на солнышко завтракать
Тепловоз наш перемещается "головой в обратную сторону" и в начале десятого мы покидаем деревню Санкино