Еврейское кладбище с комплексом сооружений существует с 1875 г., оно стало духовно-культурным центром петербургской еврейской общины. В том же 1875 г. на кладбище была открыта деревянная синагога (молитвенный дом омовения и отпевания), которую в 1912 г. сменила каменная, построенная по проекту архитектора Я.Г. Гервица (1908-1909 гг.). 23 сентября 1912 г. прошло ее освещение.
Расположено в Невском районе, близ ж/д платформы Обухово.
Наибольший интерес на кладбище представляют надгробные памятники дореволюционного периода. Это едва ли не единственные материальные свидетельства того типа еврейской культуры, который сложился в Петербурге во второй половине XIX-начале ХХ вв. На старых надгробиях прослеживается еврейская символика: Маген-Довид, благословляющие руки ааронидов, менора, свитки Торы, Скрижали Завета, Древо Плача (дерево с обрубленными ветвями), стилизованные фигуры львов (например, надгробие на могиле Льва Моносзона). Многие памятники проектировали известные архитекторы (А.В. Малов, М.Б. Кварта, Б.И. Гиршович). Погребениями по старинному обряду занималось так называемое Святое братство. Деятельность Еврейского кладбища регламентировали специальные правила. При Еврейском кладбище имелись постоянный смотритель («шамаш») и архитектор. Ежегодно в ноябре кладбищенское управление отмечало традиционный праздник Святых братств – 15 кислева.
Так как мертвец и могила - источники ритуальной нечистоты, кладбища всегда размещали вне города. Тем не менее, это место свято, и все, что может толковаться как неуважение к усопшему, запрещено еврейским законом. В частности, на кладбище нельзя есть, пить, заниматься светскими делами. Участки под могилы отводились обычно всем одинаковые, как напоминание о том, что смерть уравнивает бедного и богатого, простолюдина и знатного. Исключение составляли знаменитые раввины, имевшие семейные склепы. Иногда такой чести удостаивались и особо уважаемые члены общины, щедрые благотворители. Самоубийц, вероотступников и людей с дурной репутацией хоронили вне кладбища или у его дальней стены. Примечательно, что давняя традиция, связанная с фундаментальным представлением иудаизма о загробной жизни, запрещает обрекать душу на одиночество, поэтому на Еврейском кладбище распространены так называемые «двойные» захоронения.



читать дальше