День 2. Нижнее Падозеро - Сямозеро
День 2. 50 километров. Нижнее Падозеро - Сямозеро
Эпиграф:
О каденсах не спорят.
О каденсах не спорят.
Следующее пробуждение было в 7 утра по будильнику. Вылез наружу я замёрзший, затёкший, лохматый и злой.
Тут же подтянулся Саша. решили экономить газ и сварить чай на костре, для чего Саша развёл оный и водрузил на него свой закопчёный котелок. Вода в котелке зашумела, забулькала, чай был всыпан, а когда пришло время котелок снимать - обнаружилось, что аллюминиевая ручка расплавилась. Чай черпали кружками. Завтракали печеньками, запасёнными Викой.
В этот день у нас образовалась хорошая утреняя традиция:
Помните я писал про порвавшиеся штаны? Утром я влез в запасные лёгкие треники и начал готовиться к зашиванию. После изучения повреждений было принято решении о нецелесообразности борьбы за живучесть и штаны отправились в костёр. У костра, тем временем, был выставлен частокол из палочек с сушащимися вещами.
Дальше долго собирались, а когда выехали, то не надолго нас осветил луч солнца.
С первой же горочки я разогнался до 44 километров в час, а на следующем подъёме у меня сзади послышалось поганое "Псссссссс" и заднее колесо спустило. Ребята к тому моменту укрутили вперёд и только что взяли хороший подъём. Позвал их по рации, и они нехотя спустились. Дружно разобрали зиккурат из ковриков, эспандеров и рюкзака, перевернули мой велосипед на обочине и начали менять камеру. Поменяли, собрали и ребята снова поехали брать подъём, а я остался качать колесо и скирдовать монатки. Сел. Только отъехал 20 метров как сзади опять раздалось всё тоже "Пссссссс" Опять позвал ребят. Они опять скатились с только что взятой горочки и всё началось сначала. после переворота велосипеда вверх ногами у меня дурниной заорал звонок - от сырости стало замыкать кнопку. Саша вооружившийся гаечным ключём встал в караул у этого горлопана и, как только тот начинал верещать, наносил точный сильный удар ключом по корпусу, от чего звонок на короткое время замолкал.
Только мы обнаружили дырку на боку покрышки, как раз в том месте, где она прилегает к ободу. Решили поставить запасную покрышку. Для гарантии промотали дно обода изолентой, собрали, накачали до 5 атмосфер, наскирдовали монатки и на этот раз Саша сказал, что им надоело брать горку впустую и на этот раз туда первые едем мы. Перед стартом я с яростью расправился с верещащим звонком.
С этого момента дорога для меня была вариантом скоростного слалома с объездом абсолютно всех выбоинок в асфальте. Карельский асфальт, радовавший нас отсутствием ям, местами приближался к общероссийским стандартам, или даже к стандартам тверской области. Что интересно: едешь на хорошей скорости с горки, потом долго карабкаешься на скорости километров 14 в час в горку, забираешься на вершину и обнаруживаешь там локальное болото и оспеный асфальт с заплатками в 9-й слой. Вот именно это поразило больше всего: участки плохого асфальта преобладали именно на вершинах горок. В этой части Карелии с ремонтом дорог дела обстоят не очень хорошо: судя по внешнему виду,заплатки последний раз ставили лет 5 назад. С тех же пор ремонт дороги заключается в засыпании особенно поганых участков мелкой гранитной крошкой, такой же как на наших зимних тротуарах. Это конечно лучше чем ничего и для лесовозов подходит, но велосипед достаточно сильно вязнет, а на скорости его несколько "таскает". Для велосипедиста дороги этой части Карелии вполни проезжаемы, так как нет протяжённых участков с уклоном. Дорога состоит из не очень высоких и длинных горок и спусков, большинство из которых берётся с разгону.
Есть две основные техники взятия горочки: "вкручивание" и "вматывание". Практикуют их, чаще всего, люди тяжёлые и лёгкие соответственно. "Вкручивание" заключается в том чтобы брать горки, используя высокие скорости(не переключаясь на низкую передачу) и низкий каденс.Это своего рода вкручивание силой. Лёгкие люди чаще въезжают в горки на очень низкой передаче и "вентилируют" педалями воздух. У каждого способа есть преимущества и недостатки: так вматывание низкоэффективно с точки зрения траты сил. Меня при вматывании хватает где то на 200-300 метров. Моё "вкручивание" энергоэффективно, но очень губительно сказывается на состоянии трансмиссии, так цепь убивается где то за 1000 километров. Задние звёзды так же гибнут очень быстро: точнее гибнет у меня две звезды - седьмая и восьмая. Они испытывают колоссальные перегрузки в то время, когда остальные 6 звёзд у меня даже не теряют блеска и остаются не исцарапанными. Мне вообще то хватило и 3-х скоростей на велосипеде, но приходится ездить на 24 скоростях. Я был единственным вкручивателем в горку.
В скорости справа от дороги появился монумент с братскими могилами и табличка "Остановись поклонись".
На площадке перед въездом распологались братские могилы
Справа часовенка(к сожалению закрытая)
В центральной части окопы восстановлены, укреплены деревянными стенками
Построены два блиндажа, один с торчащей печной трубой закрыт на висячий замок, другой представляет скорее даже не блиндаж, а пулемётное гнездо. Внутри обнаружилась амброзура и "стол" из брёвен и земли. Так же внутри лежал пустой патронный ящик и холостой патрон - всё понятно : тут проводят показательные выступления на 9-е мая.
через заболоченную низину настелены гати из брёвен, стоят рогатки из дерева, предназначенные для натягивания проволоки и остановки лёгкой техники. На всей территории повалены деревья. С умом: дерево валят комлем к наступаюшим, перепиливая где то на высоте 0.5-1 метра, так, чтобы ствол остался лежать на пне. Такой завал танк уже продвинуть не может.
Висят указатели
Чуть в стороне стоит доска с репродукцией плаката:
Бъёмся мы здорово
Колем отчаяно-
Внуки суворова
Дети Чапаева
Рядом находится яма, куда свалены "лишние" детали: сапёрные лопатки, котелки, фляги, противогазные коробки, ошмётки снарядов, кружки, гильзы.
Например такая вот иссечённая осколками фляга. С другой стороны горло ввёрнуто внутрь попаданием пули. Представьте что стало с обладателем этой фляги.
или немонятная аллюминиевая трубка с капсюлем. Диаметр где то 2.5-3 сантиметра, длинна около 15 сантиметра. С другой стороны аллюминивая заглушка с дырочкой. На донышке и половина окружности выполнена с насечкой. Что это я не знаю. Может Вы знаете??
Помолчав, одеваем шлемы и выезжаем в сторону Сямозера. В 14:50 вьезжаем в Кутижму. Посёлок сразу бросается в глаза рядами свежесрубленных банек и домиков по обеим сторонам дороги, на различной стадии строительства или же в стадии разборки для перевозки - видно это главный местный промысел.
Ищем магазин. Для этого я съезжаю с дороги на "площадь". На площади стоит закрытый дом с вывеской "Добро пожаловать"
рядом стоит покосившийся деревянный дом с заросшей тропинкой: Кутижменский фельдшерский пункт. Тут явно никого нет.
Находим магазин. Он работает с 3-х часов. Перекусываем овсяным печеньем с йогуртом и в путь. На выезде из деревни на обочине сидит дедушка и продаёт дубовые веники для бани. Что это за веники!! Не большие, сантиметров 35 длинной. Аккуратный круглый веничек с "ручкой". Ручка это ветки, обмотанные прутиком, виток к витку. Был бы на машине - скупил бы все.
Через несколько километров слева от дороги маленький съезд, на съезде всё тот же знак "остановись, поклонись" и стоит памятник исчезнувшей в этих краях диверсионной группе "гранит".
Постояли, помолчали, собрались выезжать и увидели, что подле нас расссыпаны конверты. Полюбопытствовали, а это всё конверты от службы судебных приставов, вскрытые, адресаты все разные. Такое впечатление, что на этом лесном съезде кто то потрошил сумку с почтой, вскрывая конверты с важной документацией на финансовую тематику, но об этом отдельный пост
Дорога ухудшилась. участились участки с убитым асфальтом. Постоянные болота на горках, щебень на асфальте.
Проехали указатель "Кудама"
-Кудама?
-Тудама!
Неожиданно через 8 километров началась отменная асфальтовая дорога, проложенная, видимо, около года назад. Широкая, гладкий асфальт, но имеется коварный водосточный желобок сбоку. Все эти "5 минут Америки" красивой петлёй сгорочки выводит к Сямозеру. Еа берегу стоит двухэтажный дом с гаражом на первом этаже, у берега пирс, у пирса пришвартован катер с закреплённым спиннингом и прицепленной ватрушкой. Вода гладкая как зеркало, берег - жёлтый песочек - прямо морская идилия.
Саша позирует:
Дальше снова отвратительный асфальт. Едем вдоль побережья. Справа вдоль берега зона отдыха от базы - столики, туалеты, заборчики. Въезжаем в Эссойлу (название переводят как "Евсеево" или "Ефимовское" ). Здесь находится железно-дорожная станция, куда свозят лес и вывозят в вагонах. Население довольно большое, что то около 2000 жителей кажется. Идём с сашей в магазин в поисках штанов. Мне нравятся штаны в стиле милитари с кучей карманов и тесёмок. Примерка показала, что нравятся они мне зря: моя икроножная мышца дальше колена не пролезла. Увы.
Понравилось как апгрейдили оконную решётку! Дизайнер не иначе!
Поехали на выезд. Сразу после указателя конца населённого пункта справа на обочине стоит лавочка. За лавочкой обрыв, внизу железная дорога, и берег озера. Останавливаемся, приваливаемся и любуемся. Это явно место чьей то медитации: выходишь, садишься и смотришь, как ходят поезда, за спиной машинки ездят, а вдаль взгляд переведёшь, а там безмятежная водная гладь! Делаем общий снимок, прицепив Викин штатив на руль моего велосипеда.
Стартуем и сразу упираемся в крутейший подъём в горку. Градусов 30 не меньше и длинной чуть ли не с километр! За то на верху обнаруживается, что это край громадного заброшенного каръера. Красота неописуемая! На дне вкопаны покрышки - организована какая то трасса, с берегов катаются велосипедисты.
Чтобы ощутить высоту:
а вот отсюда, судя по следам, катаются квадроциклисты и велосипедисты:
Проезжаем Сямозеро и ищем подъезд с западного берега. Находим, съезжаем и обнаруживаем, что это не Сямозеро, а какое то другое, маленькое. Стоянка свободная, но через неё проходит тропа. Решено, встаём! Времени уже часов около 8 вечера. Ставим палатки: Саша на холмики, мы в низинке, натягиваем тент, разводим костёр, опять я готовлю гречку, сжигаем мусор и спать.
День 3. Самый длинный. Суоярви. 70 километр
День 3. Самый длинный. Суоярви. 70 километ
эпиграф:
-я бы там тоже насверлил дырок(с)
-я бы там тоже насверлил дырок(с)
Проснулся первым опять же я. Меня робко поприветствовал/потрогал за нос шаловливый лучик солнца и испуганно спрятался назад. Обулся, выполз на свет божий и обнаружил, что натянутый с вечера тент сорвало с одного угла. Ну это то не удивило, удивило то, что отвязавшаяся верёвочка была заботливо привязана к низенькому кустику рябины!!! Значит до моего пробуждения в 08:00 утра мимо по тропинке кто-то проходил. Скорее всего рыбак. Заметил полощущийся угол тента, подошёл, привязал, ничего не спёр, в котелок не плюнул, а пошёл по своим делам!!! Такого я не ожидал!
Начал разводить костёр. Притащил трухлявую берёзовую ветку и начал её разделывать по средствам мачете. Ветка на срезе оказалась весьма красивая!
Развёл костёр, сжёг мусор, валявшийся на стоянке, покидал спиннинг, поймал кучу салата.
Часам к 9 выполз Саша и сразу по деловому занялся фильтром. Пару слов об этом чуде:
Фильтр Аквафор-Универсал стоит что то около двухсот рублей. В комплекте есть два адаптера на кран, адаптер на бутылку, клипса для трубки и груши-нагнетателя. Крановый комплект я рассматривать не буду, а вот бутылочный опишу. Он по принципу представляет из себя аналог газировочного сифона: На бутылку прикручивается фильтр, в который в центральной части входит трубочка, ведущая на дно бутылки. В адаптере есть второй патрубок - он под трубочку нагнетателя. Таким образом мы качаем грушей воздух, давление в бутылке поднимается, вода по трубочке поступает в фильтр и, фильтруясь, вытекает по третьей трубочке. Гладко, как говорится, было на бумаге... Для начала, трубочка - водозаборник очень короткая и достаёт до дна только бутылки 0,6 литра, что существенно снижает эффективность фильтрования требуя постоянного наполнения ёмкости. Далее: все трубочки постоянно слетают, так как штуцеры сделаны очень короткими и совершенно гладкими. Третье: качать грушей это как яйцом гвозди забивать. Мучительно и малоэффективно, особенно если груша не работает с изнова.
Но не будь Саша инженером, если бы и здесь он не выкрутился и не сделал бы из колпачка иглы шприца адаптер под велонасос.
В начале вода лилась без сопротивления и я даже заподозрил, что в фильтре внутри ничего нет, а просто пустота. Так продолжалось вплоть до 7-го дня, когда фильтр внезапно забился прозрачной водой из Янисъярви и чтоб дофильтровать воды на чай я накачал давление в 5 атмосфер, на котором фильтр всё равно перестал пропускать воду. Дома фильтр был вскрыт. Внутри обнаружилась странной консистенции масса, состоящая из каких то волокон, на вроде ваты, и чёрных угольных гранул - значит всё таки фильтровал!
Позавтракали чем Бог послал, уложились и.... и начали крепить Викин баул куском стропы к седлу. Потом поехали на трассу. Асфальт радовал очень слабо, я бы даже сказал, что он нас огорчал. Небо было затянуто тучками как и раньше, но мы ехали!!!!! Мы как раз вошли во вкус педалеверчения! Даже Наташу перестали удручать волночки на асфальте! Она научилась разгоняться с горки и брать следующий подъём где то на скорости в 12-15 километров в час и на передаче 3:5. Короче мы вкатались! Первым населённым пунктом на дороге была Проккойла. Решено было набрать воды в колодце. Мы были ещё не вжившимися в походную жизнь и меня несколько пугала перспектива сосать некипячёную воду из незнакомого колодца. который к тому же находился в придорожной колдобине. Открыли крышку домика, я заглянул внутрь и обнаружил, что глубина колодца составляет одно кольцо. Аппетит начал пропадать окончательно, хотя вода и была кристально чистой. Ворота не было и воду черпать предполагалось ведром на цепочке. Для тех, кто не достаёт , сбоку в домике лежит специальный инструмент в виде ветки с сучком, на который, видимо, и вешают ведро. Там же лежала кованая пешня для зимнего прорубания ледышки.
Залили Сашин гидропак, пластиковую бутылку, наши две фляжки и выехали
В Проккойле начались типичные северные домики - на очень высоком фундаменте, с крошечными окошками.
Проехали Метчелицу. Вся замечательность посёлка заключалось лишь в количестве сгоревших домов: их была чуть ли не половина. Видимо на этой почве зародилось противопожарное домостроение:
К вертикальным изгибам дороги с этого момента добавляются ещё и горизонтальные загогулины и дорога местами начинает здорово напоминать американские горки. В этот день, к слову, мы были очень лимитированы по времени, ибо надо было успеть в Суоярви часам к 5 вечера, пока работают магазины. Фотоаппарат мой начал показывать что сел на новых батарейках. Короче не выдержал тяжкой жизни в моих карманах с 2008 года. Въехали в Суоярвский район. Нас встретила табличка, которая предвещала огребалово!
С неба упала пара капель дождя. Въехали в посёлок Вешкелица. Едем себе по посёлку, и тут выглядывает салатовый луч солнца и светит прямо перед нами. Мы же в этот момент спускаемся с горочки , а внизу виден магазин Наташа.
Останавливаемся для закупок. Тут же покупаю себе за 400 рупей камуфляжные штаны и Наташе футболку с волком. В магазине покупаем печеньки, пирожки и литр томатного сока. Обязанность добытчика опять на мужчинах, а женщины тем временем снимают местный колорит. Например такое вот объявление о продаже жигуля-копейки на ходу , с комплектом зимней резины за 10 тысяч рублей
У магазина стоит УАЗ - Козлик. Выходит мужчина водитель, садится, дёргает ключ и машина не заводится. Выходит, матюгается и с горечью в голосе произносит
-Опять габариты не выключил!
Машина простояла минут 5 всего! Дальше гасит злосчастные габариты лезет в кабину за "кривым стартёром" и с полпинка заводит пепелац. Вика с Наташей, пока мы бывыли в магазине, углядели в располагающимся справа от дороги озере скульптуру Царь-рыбы и Вика съездила туда.
Потом позвала нас. А всего лишь за углом и чуть в низинке стоит домик. В доме живёт дедушка с детьми и внуками. И они все делают скульптуры. Дедушка специализируется на деревянных медведях.
Тот что не доделан и лежит на земле - специальный заказ из Петрозаводска. На участке везде деревянные медведи, птицы, коты. В озере тоже стоят его произведения. Он предлагал нам купить одного метрового мишку. В промысле занята вся семья, включая внуков. На медведях правда свет клином не сошёлся и мастер похвалился ещё несколькими работами, находящимися на разной стадии готовности.
На участке стоит шест, и по этому шесту мишка лезет за глухарём
Поговорили. Он сказал, что деревенская улица по которой мы ехали раньше и была единственным путём на Суоярви, но теперь из-за карьеров и вырубок проезда нет. Я хотел было купить одного маленького мишку для подруги коллекционера, но маленькими формами он не занимается, мотивировав тем, что медведь животное большое! На входе на участок, кстати, стоят два медведя с которых всё начиналось:
На последок внук просвятил меня где в Суоярви веломагазин. Тепло распрощавшись с ними мы тронулись в дальнейший путь. Дальше асфальт резко начал напоминать решётку мясорубки т.е. в нём была куча маленьких, но очень глубоких выбоинок, которые я добросовестно объезжал!!!
Отъехали километров 5. Порядок движения следующий: впереди Саша, потом Вика, далее Наташа и я в хвосте. У дороги исчезли обочины и ехать приходилось непосредственно по асфальту, плюс было достаточно много машин. Дорога плавно уходила вниз, где поворачивала градусов на 120. Опять посыпали мелкой гранитной щебёнкой. Чуть не доезжая нижней точки спуска на встречу выезжает лесовоз, Вика пугается и пытается притормозить, лысая резина идёт юзом по щебню и Вика начинает движение с ускорением 9.81 метра/секунду в квадрате по направлению к земле. Оттормаживаемся, прибегаем - жива и почти что цела! Голова цела точно - уже хорошо. Из потерь - сильный удар большим пальцем, ободраны пальцы на руках и ушиблено колено. Пытаюсь положить велосипед на обочину, но во время замечаю лежащую там змею. Это была первая, но далеко не последняя гадюка, которую мы встретили. Положил велосипед прямо на край шоссе, откатил Викиного коняшку, отдышались, послали Сашу искать стоянку, а сами неспешно пошли пешком. Как на зло, лес до этого просто кишащий съездами и тропинками не хотел нас пускать. Идти пришлось километра полтора, потом Саша нашёл заросшую лесную дорожку, где мы и встали. Была распакована аптечка и упаковка с 30 кусками бактерицидного пластыря, Вику облепили изрядным слоем полосок и стали думать про обед. Решили употребить пирожки, хлеб и томатный сок. Пока все разворачивались я пошёл на дорогу искать бересту. С растопкой в Карелии проблем нету - с проезжающих лесовозов сыплется береста и все обочины ею просто завалены. Набрал бересты, возвращаюсь, а Саша уже гоняет комаров спиральками, но костёр это всё равно не отменило. Наибольшее беспокойство у меня вызывал большой палец на Викиной руке: он припух. И странно так припух... Для перелома вроде слабо, для ушиба сильно, полностью функционален, решили что ушиб. Поели, собрались и в путь.
Был ещё привал на участке дороги, обочины которой, были образованы рядами каменных глыб.
Доога была хоть и неплохого качества, но имела препоганейшие обочины, уход на которых от очередного грузовика грозил потерей скорости до 10 км/час
Не доезжая километров 10 до Суоярви нас обогнала группа мототуристов, поприветствовали друг друга и поехали дальше. Проехали переезд(отменного ксатати качества) и дорога повернула вправо вдоль линии железки. В километре оттуда на обочине справа стоял домик со скважиной, а рядом открытый домик путейцев, пустой и с работающим телевизором. Путейцев мы встретили на том самом переезде. Отдыхали. Подъехал джип, оттуда вышли двое мужчин и пошли набирать воду.Поговорили, рассказали про колёсную эпопею, в процесссе рассказа Саша посмотрел на моё колесо и обнаружил, что снова рвётся покрышка (с левого края появился "рыбий рот" по краю обода. Ещё в нескольких точках резина была изрядно потёрта). Решаем тянуть до Суоярви, а там покупать резину. Дальше еду уже не просто осторожно, а пытаюсь представить себе, что везу в рюкзаке набор фарфоровых ваз династии Мин в перемешку с железнодорожными костылями. Дорога разветвляется и одна ветка уходит вправо. На ответвившейся дороге стоит камень
туда то нам и надо!!! Въезжаем в город. Неподалёку от въезда стоит всё та же группа мототуристов. Среди ниж одна женщина, имеющая вид лихойи бывалой путешественницы. Поговорили. Они едут севернее, планируя уйти на грейдеры, я же наивно надеюсь на асфальт... дурак был!
Отъехали. Поехали искать некий загадочный "Розовый кинотеатр". Остановились возле фотомагазина и я погнал искать... нашёл в конце того же дома. Вернулся к фотомагазину, зашёл и купил новую фотомыльницу NIKON COOLPIX L 610, Комплект батареек, фотоплёнку и два магнитика из шунгита.
Шунгит, к слову, является разновидностью каменного угля, просто очень старого. Он находится между каменным углём и графитом. Образовывался он в докембрийскую эпоху из сапропеля(пресноводного ила из разложившихся частей растений, планктона, микроорганизмов, битумов) и добывается по всему Заонежью. Впервые обнаружен в районе деревни Шуньга, откуда и название. В чистом виде редко встречается. Он залегает в виде примеси в доломитах и сланцах.
Применяют как фильтрующее вещество и в металлургии в качестве флюса. Да и на облицовку идёт. По слухам им облицован Казанский и Исакиевский соборы в Питере. Но главное его применение это оккультно-народная медицина. Шунгитом там лечат всё
Дальше едем в спортмагазин и терпим сокрушительное фиаско: нету у них колёс в сборе.. равно как нету и отдельных ободов. Есть правда покрышки на 26 дюймов. Покупаем покрышку и отправляемся искать другие веломагазины. Местные жители уверенно направляют нас вниз от площади, обещая там автозапчасти в которых этих ваших колёс и покрышек..... скатываемся, проезжаем Ленина, памятник войны, и оказываемся в запчастях, где нам показывают комбинацию из трёх пальцев, говорят, что перестали торговать лет 5 назад и посоветовали вернуться назад в магазин "Выбор". Мол это розовый полукруглый дом. Едем, заходим, оказывается, что они тоже "завязали" ещё года 4 назад. Зато Саша купил набор новых котелков, вместо прогоревшего, я купил себе металлическую кружку. Тот самый покойный котелок:
Мы с Наташей дёрнули назад к кинотеатру и купили ещё две покрышки. Масса каждой была примерно по килограмму, стоили они аж по 800 рублей каждая, имели толстенную боковушку, что внушало надежды и протектор, наталкивающий на мысль про даунхилл. Покрышки в рюкзак не влезли и пришлось засовывать под эспандеры на рюкзаке. Вид рюкзака наталкивал на мысли про подготовку к Париж-Дакару.
Зашли в аптеку, я купил ещё 3 пачки йодантипирина, которого в Москве хрен найдёшь! и 300 или 400 влажных салфетки.
Снова возвращаемся к ребятам. Саша купил ещё 4 баллона газа, правда отечественного. Цена 70 рублей за баллон.
18:00 Выезжаем в сторону площади, я быстро собираю новую камеру и делаю первые снимки у могилы младшего сержанта Петра Абрамовича Тикиляйненена
Не Еврей а Ингерманландец. "Обычная история": в течении дня со своим отделением сдерживал наступление превосходящих сил противника на Петрозаводск. Когда закончились патроны и гранаты поднял солдат в штыковую контратаку, входе которой и погиб. Всё правильно сделал. Я не издеваюсь и не язвлю. Я действительно так считаю. Похоронен в братской могиле в Суоярви.
Через дорогу расположен ещё один монумент.
Сфотографировали, постояли, помолчали, поправил венки, раскиданные ветром, прошёл вдоль бесконечных плит с именами: судя по фамилиям и инициалам, часто гибли целыми семьями.
В урне неподалёку оставляю свою истрёпанную первую покрышку.
Что удивило, перед Лениным гладкая асфальтовая площадь, а по центру из неё торчат куски скалы, которую, видимо убрать не удалось
По всей Карелии имеется явная проблема с установкой столбов - яму то в камнях не выкопаешь, а потому наваливают гору булыжников и ставят столб в эту кучу, или камни сваливают в бетонное кольцо от колодца, ту же ставят столб. в Суоярви в парке фонари стояли "наземным"способом. Основание фонаря было просто залито в бетонный блок:
У переезда новые стобы засунули внутрь обрубленных старых, стянули края арматуры проволокой и забетонировали
Опять подъезжаем к автозапчастям. Около магазина есть крошечный прудик, в котором пасутся утки и чайки. А к воде ведёт специальная лесенка и сделана деревянная площадка для кормления птиц. Знаете, это очень улучшает мнение о городе, затерянном среди карельских лесов. Покупаю в магазине две булочки, половину из которых мы сжёвываем сами, а половину скармливаем птицам. Меня и Сашу спалили при этом занятии
времени уже много, а ещё искать место для стоянки. День и без того выдался очень длинным... ... но я даже не представлял насколько он будет длинным!!
Чуть проехав мы встречаем "универсальный" магазин. Где и обустроят и похоронят... или похоронят со всеми удобствами и дезодорантами. Вобщем сочетание магазина Всё для Дома и Ритуальных услуг
Вдоль дороги стоят типовые двухэтажные бараки.
Возле дома я попытался познакомиться с северной кошатиной, но кошатина меня не поняла и повернулась задом..
Проехали хлебозавод и мы поняли,что хотим есть чуть меньше, чем волки в окрестных лесах. На ходу опробовал новую камеру.
Всю дорогу я вижу примерно вот это: труба, на ней две фары, попа рыжего лося Кефирки и велокомпьютер, который неожиданно просох и заработал.
Ну а остальные участники похода видят моё заросшее, хмурое, вечно недовольное лицо
Ямы на дороге аккуратно залечены смесью битума с щебнем, очень аккуратно, красиво и ровно. Метров за 300 до развилки Вегарус - Питкяранта я увидел эту чудо-технологию. По шлангу подаётся горячий воздух, а в его потоке щебень и битум. Рёв стоит как от реактивного двигателя!
Дорожка после выезда из города оказалась гораздо хуже. В одном месте был даже участочек приемлемой грунтовки..
Дальше пошёл асфальт, порядком присыпанный с краёв щебнем с песком. Съездили в левый съезд, который вёл нас не к воде а на свалку металлургического шлака. Красивая штука, напоминает то ли самоцветы, то ли смальту, то ли битые бутылки. Дорожка съезда была с торчащими корнями и каменюками. Поехали дальше по шоссе и тут ...... тут раздалось то самое гадкое Пссссс......Зря я ездил по корням.
Разложили поклажу, попробовали поставить новую покрышку и не сумели! гнулись стальные ключи, мялся обод, а покрышка ни как не желала одеваться.
Изорвали несколько камер и решили ремонтировать порванную покрышку. Обмотали камеру изолентой, покрышку изнутри так же выложили изолентой, загрузились, поехали.. и опять Пссс...... ну кирдык.. Саша справедливо заметил, что
Дело пахло керосином и сходом с маршрута в самом начале. Решили тянуть до стоянки. Ребята умчались вперёд искать эту самую стоянку, а мы с моим верным
- За следующим холмом на дороге обязательно будет уже грунтовка!
*забираемся на новый холм*
- нету? Ну значит за следующим холмом...
Я нёс какую то чушь, Жена меня активно слушала)
Ребята отзвонились и сообщили, что действительно нашли по нашей наводке место, но от дороги там километр, а не 500 метров. Шли мы с нашей крейсерской скоростью 6,9-7.3 км/час... шли долго.. оказалось что до того поворота почти 5 километров. Свернули в лес, а там оказалось ещё 2 километра!!! Но уже с комарами! Вот она разница в восприятии дороги пешеходом и велосипедистом. К моменту нашего прихода на базу костёр ни как не хотел разгораться, так что береста пришлась очень кстати. Костра мы впрочем так и не получили - не было дров. Я ходил несколько пошатываясь... я теперь склонен рекомендовать включить в программу фитнес-центров новое упражнение "Толкание гружёного велосипеда на спущенном колесе по сильновсхолмленной местности" Укрепляет все группы мышц. Так вот болело решительно всё!
Место было прямо таки "лубочной Карелией": каменистое болото с чахлыми берёзками и сосенками. А с другого бока была скала, создающая набережную речке.
Мы стояли на своеобразной каменистой косе, которая заканчивалась в болоте метрах в 50 от лагеря. На ужин планировался чечевично-вермишелевый суп с присадкой макарон и тушёнки. Но мы как то не расчитали и получилась гороховая каша. Саша рассматривая мою лёгонькую горелку, состоящую из проволочек и дырочек сказал:
- я бы насверлил ещё дырок! для облегчения.
С палаткой опять была проблема; ну не было ровного кусочка почвы, на который влезла бы палатка. Палатку впервые ставили #Arven # и Тауриэль. Воющая на Луну.. никогда не ожидал такой силы от девушек - они погнули ажно 3 колышка, пытаясь воткнуть их в камни. На второе заварили чай.. впрочем его можно было не заваривать: на фото речная вода после фильтрации. С непривычки напоминает Зубровку или Старку..
Был объявлен банный день. Все растащили по пачке салфеток и отправились мыться. Девушки в нашу палатку, Саша в свою, а я пытался запечатлеть знаменитые белые ночи:
Потом я вспомнил, что камер целых больше нету и на ощупь заклеил какую то из камер, продранную монтажкой. Делалось всё вслепую, но мастерство чаем не пропьёшь, а я ведь за жизнь, наверное с сотню заплаток налепил.
Пока девушки мылись я пошёл переодеться. В результате была выявлена неремонтопригодность моих трусов. Не выдержали они тяжёлых условий трёх дней велопохода и решили, что с резинкой им не по пути и порвались почти по всей окружности. Отправились в костёр. Помню как залез в палатку, помню как вытирал потную тушу салфетками, помню как влезал в спальник к жене, успел запомнить приятное ощущение относительной свежести после импровизированной бани... больше я не помню ничего, ибо шёл третий час ночи... А девочки ещё и писали что то в походные дневники!!!