много фото и рассказЛукка находится всего в 13 км от Пизы, но когда мы после обеда приехали в город, то вместо пизанского солнца нас встретило пасмурнеющее небо. Такая серая погода, увы, сделала Лукку на фото грустной и тёмной, хотя в жизни это очаровательный средневековый лабиринт улочек, башен и арочных фасадов белоснежных церквей.
К слову об улочках, плотная застройка с узкими проходами между высокими домами - ещё одна головная боль для дилетанта-фотографа, возможностей моей камеры не хватало, чтобы охватить здания целиком или хотя бы из нормального ракурса, плюс, выбеленное небо вверху создавало у тротуара совсем скучные тени. Равно как и тогдашний мой объектив 18-55 не давал возможность крупно снимать отдалённые детали. В общем, город куда красивее, он замечательный и достойный посещения.
Чудесный солнечный фоторассказ по ссылке - vlasshole
история кратенько Люди облюбовали долину реки Серкио (Serchio) еще в конце палеолита. Через несколько тысяч лет здесь поселились племена лигуров, потом – этрусков. Первое упоминание о Лукке относится к 218 г. до н.э.
Наконец, стратегически важное место (здесь пересекались дороги Cassia, Emilia, Aurelia и Clodia) римляне решили контролировать полностью, и в 177 г. до н.э. Лукка (вероятно, название от лигурийского «болотистое место») стала римской колонией и одним из крупнейших военных лагерей Римской империи. В 56 г. до н.э. в Лукке произошла встреча знаменитых участников Триумвирата - Цезаря, Красса и Помпея.
Хозяйственники и любители порядка римляне многое дали Европе, и в Лукке до сих пор улицы идут, как были проложены: основные улицы четко с севера на юг (т.н. cardo maximo), и с востока на запад (decumano maximo).
Римляне создали первые спа-курорты, построив на территории вокруг Лукки, богатой термальными источниками, виллы и бани, на которые стала ездить верхушка римского общества. Недалеко от Лукки, в крохотном городке Bagni di Lucca, расположены знаменитые аж с 56 г до н.э. термальные источники. Вплоть до первой мировой целебную воду из этих источников поставляли ко многим королевским дворам Европы. Почти та же вода течет в Лукке из-под крана и в фонтанчиках.
При готах и лангобардах (после падения Римской империи) Лукка была столицей области Тусция (современной Тосканы) и одной из резиденций лангобардских королей, затем - маркграфов Тосканы. В X-XI вв. город достиг расцвета благодаря торговле шелком, горожане осмелели, и в 1160 г город провозгласил себя свободной коммуной.
Лукка уже в XVI в стала модным курортом и игорным домом для всей Европы.
В 1805 г. Наполеон завоевал Тоскану, и 1805 по «добровольному» решению сената города, Лукка превратилась в королевство Этрурия, переданное сестре Наполеона Элизе. Сестра французского императора с супругом жили в Palazzo Pubblico, просторная площадь перед которым названа в честь Наполеона. Наверное, я знаю, почему именно Тоскана так привлекала семейство Бонапартов: в тосканском городке Сан-Миниато до XVI в жили предки полководца, перебравшиеся потом на Корсику.
В 1847 г. возвращена в состав герцогства Тосканского, с которым в 1861 г. влилась в Объединённое королевство Италия.
Лукка сегодня является единственным городом в Италии, который полностью окружён городскими стенами, сохранив таким образом фортификационные валы во всей красе. Первоначально стены были сооружены римлянами для защиты от лангобардов, в средневековье стены возвели вновь, высотой 11-12 метров, уже дополнив одиннадцатью сторожевыми башнями (XII-XVI в, Torrione del Bastardo и San Martino сохранились в первоначальном виде, San Martino и San Paolino можно посещать туристам) и воротами.
Вот так выглядит карта Лукки, которую можно найти в туристических инфопоинтах. Видна и древняя строго перпендикулярная римская застройка.
Мы въезжали через эти ворота и оставили машину в пределах старого города на парковке за 2,2 евро/час. Ворота Porta San Pietro (XVI в) служили единственным проходом в город для иноземцев. Специально для этих целей было устроено и открытое пространство за воротами шириной метров 30, оно свободно простреливалось лучниками и не позволяло чужакам, проникшим за стену, добраться до улочек и зданий.
А так эти ворота выглядят изнутри. В конце прогулки мы здесь поднялись на бульвар
Сегодня эти стены - место для прогулок и пробежек, так как в начале XIX в. архитектор Лоренцо Ноттолини предложил расширить стены и превратить их в широкий бульвар. Несколько рядов дорожек разделены платанами. Вот для примера, как оно выглядит (обрезала большой кусок фото, где улыбался Дима))) Вот такой почти проспект, и женщина справа в розовом идёт по стене, и насаждения слева - тоже на стене. Широченная
Первая башня на нашем пути. Изначально планировался вот такой маршрут, но в итоге получилось так . Брели, куда глаза глядят.
Это церковь Свв. Иоанна Крестителя и Репараты ('Chiesa dei Santi Giovanni e Reparata'), XII в., главный фасад более поздний, XVI в.
Вообще же, это церковь-матрёшка.
Когда-то, ещё до прихода римлян, в I в. до н.э. здесь был жилой дом, от которого остался мозаичный пол.
Потом на его месте построили древнеримский храм, тоже сохранились мозаичные полы.
На его месте в IV в. возвели раннехристианскую базилику.
Её в VIII в. перестроили в собор, от которого сохранился баптистерий с купелью.
Нынешняя церковь повторяет очертания старого собора, открыта для туристов археологическая зона.
А вечерами здесь проводят концерты классической музыки.
А направо ещё башня и собор. Башни эти ну очень высокие, хочешь-не хочешь, а перспектива искажается. Знакомьтесь - собор Мартина Турского ('Cattedrale di San Martino'), Дуомо Лукки.
Строительство началось в XI в. в романском стиле, в XIII-XIV вв. перестроился. От исконного проекта сохранились кампанила и высоченные колоннады базилики. Архитектор Гуидетто да Комо, преобразовывая собор, работал над фасадом, вдохновившись пизанским собором.
Главная достопримечательность и в то же время главная святыня города - деревянное распятие Святой Лик Лукки ('Volto Santo di Lucca'). Согласно легенде, вырезано из дерева Никодимом, тайным учеником Христа, но по результатам экспертизы создано в 11-12 в., так что легенда остаётся легендой.
В числе шедевров «Снятие с креста» Николы Пизано, «Поклонение волхвов» Джованни да Пиза, картина Гирландайо "Богородица с младенцем и святыми".
Очень известна скульптура, посвящённая второй жене Паоло Гуинджи (правителя города с 1400 по 1430 г.) - Иларии дель Карретто (Ilaria del Carretto), умершей в 26 лет при родах. Сиенский скульптор Якопо делла Куэрчиа (Jacopo della Quercia) создал саркофаг со скульптурной композицией, изображающей лежащую девушку с охраняющей её покой собачкой.
Позади кампаниллы на пилястре изображён Лабиринт со словами: «Это Лабиринт, который построил Дедал с Крита и из которого никто не сможет найти выхода, кроме Тесея, которому помогла любовь с помощью нити Ариадны». Эти слова напоминают о средневековом ритуале, когда некоторым осуждённым на казнь предлагали найти выход из лабиринта. Считалось, что если осуждённый найдёт, значит, любовь Господа привела его к спасению и казнь отменялась.
Ажурный "пизанский" фасад. Резьба на колоннах не повторяется)
Резьба, арочные колонны, барельефы - можно рассматривать часами
Углубляемся в узкие улочки с решетчатыми окнами.
Церковь св. Марии (Chiesa di Santa Maria Forisportam). На фасад не хватило мрамора? Башня тоже из трёх материалов - камень, мрамор, кирпич.
Внутри церкви довольно суровы, это не пышная роскошь венецианских соборов, не изощрённые готические украшения, это строгость и простота.
Какой-то дворик с поспевшими мандаринами и фонтаном. Туда шли туристы, ну и мы заглянули.
Идём к башне Гуинджи ('Torre Guinigi'), одной из самых высоких в городе, почти 45 метров. Вообще в средние века знатные семьи города соревновались между собой, у кого будет выше башня, строили, сколько хватало возможностей (как говорится, Фрейду бы понравилось). Насчитывалось около 130 башен (вот бы увидеть, как выглядел город).
Семья Гуиниджи была самой влиятельной в Лукке. Уже упоминавшийся Паоло Гуинджи был правителем города в течение 30 лет. Дворец Гуинджи 14 века, в котором жило многочисленное семейство, являлся целым городком из кирпичных зданий в готическом стиле. Здания по обе стороны дороги - часть этого комплекса.
От нескольких башен этого дворца осталась только одна, построенная в 1384 году из кирпича и песчаника. На вершину ведут 230 ступеней, на ней растут семь дубков, в чьей тени можно спрятаться в жаркий день).
Подъём стоил то ли 4, то ли 6 евро, и оно того стоило.
Церковь св. Марии, которую мы только что прошли
Дуомо
Коричневая тонкая высокая (50 метров) башня - башня Часов (Torre delle Ore), в 1390 г на ней установили часы без циферблата, а колокол отбивал наступление полночи. Циферблат появился только спустя столетие, в 1490 году.
С Часовой башней связана очень занимательная легенда. Лючида Манси происходила из знатного луккского рода. Она была молода, привлекательна и охоча до плотских удовольствий. Нрав её был столь жесток, что она убила своего мужа, дабы он не мешал ей развлекаться с любовниками. Впрочем, к любовникам она была не более милосердна. В её доме был устроен люк, дно которого было усеяно острыми клинками. Крышка люка поднималась, и, выходя из покоев коварной возлюбленной, любовник находил свою смерть на дне этого люка.
Шло время. Проснувшись однажды утром, Лючида обнаружила морщинку на своём прекрасном лице. Красавица очень расстроилась и разрыдалась, оплакивая свою увядающую красоту. Неожиданно перед ней появился прекрасный юноша. Он предложил Лючиде 30 лет красоты в обмен на её душу. Под личиной юноши, конечно же, скрывался сам Дьявол. Красавица согласилась и прожила эти годы в роскоши и удовольствиях, продолжая убивать своих любовников.
Срок договора истёк 14 августа 1623 года. Лючида спохватилась незадолго до наступления часа истечения договора. Она решила обмануть Дьявола. Взбежав вверх по крутым ступенькам Часовой башни, она хотела удержать язык колокола, готовый отбить наступающий час расплаты. Лючида не успела остановить ни колокол, ни стрелки часов.
Интересно, что о Лючиде Манси сохранились и некоторые исторические сведения. Она действительно происходила из знатной семьи, но родилась около 1606 года (так что вряд ли срок договора на 30 лет мог закончиться для неё в 1623). Она вышла замуж очень рано, но её муж, Винченцо Диверси, был убит в первые годы их брака. Второй раз молодая вдова вышла за богатого, но старого Гаспаре ди Николао Манси. Она любила роскошь, праздники, откровенные наряды и имела много любовников. Ей так нравилось любоваться собой, что на вилле Манси она велела целую комнату покрыть зеркалами. Умерла она в 1649 году во время эпидемии чумы и похоронена в семейной крипте, в церкви капуцинов в Лукке. отсюда
Церковь Св. Фридиана с красивой башней и мозаикой на фасаде
Справа от башни можно рассмотреть очертания площади Амфитеатра (про неё ниже), а башню слева часто ошибочно называют Часовой. На самом деле это колокольня церкви, со времен Наполеона там размещается городской рынок.
Снова гуляем по улочкам и площадям. Все окна прикрыты ставнями
Фото не по хронологии, но ставни
Впереди столб Madonna of Stellario, а мы стоим на Piazza S. Francesco с одноимённой церковью у меня за спиной
Речушка-канал Секкьо (?)(кусочек фотографии)
Церковь святого Петра Сомальди (Chiesa di San Pietro Somaldi), заложена в 8 в. (возможно, 763 год) лангобардом Суммалем или Сумуальдом и названа по его имени. Фасад в традиционном луккско-пизанском романском стиле датируется 13 веком. Верхний ярус колокольни достроен в 14 веке.
Внутри можно осмотреть украшающий портал барельеф «Вручение ключей святому Петру» (13 в, Гвидо Бигарелли да Комо). Большая часть картин относится к 19 веку, но сохранилась фреска 13 века с изображением Богородицы.
Продолжаем двигаться по маршруту и выходим на Пьяцца дель Меркато ('Piazza dell'Anfiteatro) очень интересной конфигурации. При римлянах Лукка была очень крупным военным городом, в I-II вв. здесь построили амфитеатр на 10000 чел. Потом империя пала, амфитеатр остался в запустении, после 6 века он испробовал множество профессий - был и тюрьмой, и соляным складом. А ещё потихоньку таял, потому что горожане растаскивали его на строительный камень для церквей и палаццо.
А потом в 1830 году тот же Лоренцо Ноттолини, который преобразил стены, реконструировал и остатки амфитеатра. Соединённые в овал жилые здания очерчивают контуры колизея и частично состоят из той древней кладки. На площадь можно попасть только пешеходам через 4 арочных прохода на месте бывших ворот, через которые в начале нашей эры выходили на арену гладиаторы и хищники.
Выходим с площади и хорошо видно, как изгибается здание
Симпатичное уличное кафе
Мы приближаемся к базилике Св. Фридиана ('Basilica di San Frediano'). Башня выглядит особенно внушительно в обрамлении узкой улочки. Машинка у подножья хорошо иллюстрирует высоту
Храм на этом месте стоит давно, первая церковь заложена была в VI в. епископом Лукки Фридианом, впоследствии канонизированным, а в XII в. перестроена в современном виде.
На фасаде специально стилизованная под византийскую мозаика XIII-XIV в «Вознесение Христа».
Для Лукки с её арочными фасадами церквей очень необычно.
Внутри так же аскетично и сурово, можно полюбоваться купелью XII в., с барельефными сюжетами жития пророка Моисея.
Другая легенда рассказывает о хранящемся в базилике монолитном камне 4 на 5 метров: "В римские времена на горе Сан Джулиано (между Пизой и Луккой) добывали мрамор. Из этого камня и строился амфитеатр Луки. Однажды работавшие на карьере крестьяне сообщили Святому Фредиано - епископу Лукки, что нашли камень, подходящий для строительства церкви. Но камень был очень тяжелым, и сколько не пытались - даже усилиями нескольких человек его не смогли вытащить. Епископ лично явился на карьер - вознеся молитву к небу, он поднял камень, который показался легким, как вязанка хвороста - и с помощью нескольких клериков отнес его в повозку. Две норовистых кобылки, запряжённые в повозку, вдруг стали смиренными и быстро домчали камень до церкви. Над волшебным камнем Святой Фредиано воздвиг алтарь."
Скорее всего, этот камень приволокли из соседнего амфитеатра
Здесь находятся гробницы Сан-Фредиано и Святой Зиты (St. Zita). На фото не они, мумия Зиты покоится в стеклянном гробу, а это место упокоения то ли местного поэта Guidiccioni, то ли Пасквино Ченами
Святая Зита - распространённый персонаж в разных странах под разными именами, но с одинаковым сюжетом, мы встречали её скульптурные изображения в Венгрии, храм её имени в черногорском Которе. По луккской легенде, св. Зита - покровительница домработниц, горничных и нянь, помогает при утере ключей и других бытовых мелочей. При жизни девушка была набожной и доброй служанкой, раздавала хлеб беднякам. Это не нравилось её хозяевам, они обвинили её в краже хлеба, но при обыске у святой Зиты нашли розы, в которые чудесным образом превратился хлеб.
Бредём по довольно широкой улице)
Очередная башенка на площади около церкви Chiesa di San Salvatore
На этой же площади
Наконец мы пришли в центр города, к церкви Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro), построена она на месте античного форума из его же мрамора, упоминается с 8 века, фасад - 13 век. Она очень интересная и безусловно приковывает к себе взгляды.
В углу статуя Мадонны, в честь избавления города от чумы в 1476 г. В те давние времена церковь была отделена притоком Серкьо, к ней вёл мост.
Фасад венчают мраморная статуя Архангела Михаила и два ангела. По легенде в кольцо на пальце Архангела инкрустирован бриллиант, якобы, если повезёт с освещением и углом зрения, то можно увидеть луч света. Металлические крылья сделаны таким образом, что сильный ветер раскачивает их, придавая фигуре грозный и живой вид.
Розетка и барельефы
Колокольня при монастыре и церкви святого Романа (Convento e Chiesa di San Romano)
Главная площадь города - площадь Наполеона ('Piazza Napoleone') . На ней расположен Герцогский дворец (Palazzo Ducale)
Первоначально здесь была резиденция кондотьера и пожизненного консула Лукки Каструччо Кастракани (начало 14 века), предположительно построенная по проекту Джотто. В 1370 году её разрушили горожане во время бунта. Паоло Гуиниджи в 1401 году построил крепость заново, но после его свержения здание стало Общественным дворцом. С 1805 года дворец был резиденцией герцогини Элизы Бонапарт, которой Наполеон подарил Лукку.
Сейчас в Герцогском дворце размещаются административные службы и фонды: Исторический институт, Форум ЮНЕСКО, Луккская академия филологии и искусств, Музей Рисорджименто (объединения Италии) и др.
Памятник на площади перед зданием