+51 фото и подробная прогулкаВ Кракове мы поселились далековато от центра, думали, как в Будапеште - удобно заезжать на машине, а потом на общественном транспорте для свободы гуляния. Зря думали.
Отельчик в Лагевниках неплохой, за две ночи мы были довольны. Вечером, заселяясь после переезда из Вены, мы успели пробежаться по окрестностям, нашли рядом остановку трамвайчика (тот должен был ходить в центр), приметили торговый центр и отправились спать.
И вот утречком в вс мы встали пораньше, чтобы успеть побольше, позавтракали и пошли пытать администратора на предмет проезда. Оказалось, что в трамвайчике аппараты, принимающие только злотые в виде мелочи, купить билеты или проездной где-нибудь неподалёку в киоске не было возможности по причине отсутствия оного, а даже если бы и был, то платить надо было бы снова-таки в злотых. А обменник только в ТЦ. Но по случаю воскресенья он работает только с десяти, что нас около восьми не очень-то радовало.
Да, разбаловал нас Будапешт, мы там вообще в форинтах не нуждались, и за проезд платили карточкой, и в кафе, купальнях и прочих местах. Очень уж не любим туда-сюда менять валюту, особенно ради одного дня, потом возиться с остатком, терять на курсе, фе.
Как бы там ни было, мы решили по утренней прохладе прогуляться пешочком. Сорок минут - разве расстояние? Потопали.
Идя свеженькие по сонному городу, пока солнышко ещё не припекало, мы как-то не обратили внимания, что деревьев-то по дороге не особо много попадалось. Потом нам эта невнимательность боком вылезла.
Примерный маршрут дня
Краткая история города с вики_____________
Территория, на которой расположен Краков, была населена с древних времён. Одним из свидетельств этого являются находящиеся здесь Курган Крака и Курган Ванды.
Первое упоминание о Кракове в исторических документах относится к 966 году: арабский путешественник Ибрагим ибн Якуб описывает его как заметный торговый центр под властью чешского князя. Польский князь Мешко I отвоевал эти места у чехов и включил их в свои владения. Краков быстро рос и богател, и в 1000 году Болеслав Храбрый основал в Кракове епископскую кафедру.
Языческие восстания в Польше привели к тому, что в 1039 году Казимир I перенёс в Краков свою столицу.
В 1241 году, во время монгольского вторжения в Польшу, Краков был почти полностью уничтожен монголами. В 1257 году Краков был отстроен вновь, и Болеслав V Стыдливый даровал ему самоуправление в соответствии с магдебургским правом. В 1259 году город опять был разграблен монголами, однако в 1287 году монгольское нападение удалось отбить.
В удельную эпоху в Кракове осело много немцев. Почувствовав свое значение и надеясь на поддержку князей Силезии, краковские немцы в 1311 году подняли бунт против князя Владислава Локотка, но были усмирены и наказаны лишением льгот и привилегий, а Владислав учредил в городе свою резиденцию.
В 1320 году папа Иоанн XXII короновал Владислава Локотка польским королём.
В 1333 году в Кракове короновался Казимир III, который внёс огромный вклад в развитие города. В 1335 году для защиты южной части Кракова он основал на противоположном берегу Старой Вислы (ныне не существующего речного рукава) городок, названный в его честь Казимеж. В 1356 году Краков стал резиденцией двух главных судов Малопольши — Высшего суда магдебургского права и Суда шести городов, а в 1364 году Казимиром III была основана Краковская Академия.
В XV—XVI веках город переживал расцвет, который отражают его изображения в «Нюрнбергской хронике», а также в «Civitates orbis terrarum»Георга Брауна.
В 1495 году после привилея «Privilegium de non tolerandis Judaeis», евреи, жившие в западной части Кракова, были вынуждены покинуть Краков и стали заселять северо-восточную часть Казимежа, который в результате стал важным центром еврейской жизни в Польше.
В 1596 году король Сигизмунд III перенёс столицу Польши в Варшаву, после чего начался постепенный упадок Кракова. Страшный урон Кракову нанесли эпидемия чёрной оспы 1651—1652 годов, от которой умерло несколько десятков тысяч человек, и наводнение 1652 года. В 1655 году город был осаждён шведами во время «шведского потопа».
16 марта 1794 года в Кракове началось восстание Костюшко. После его разгрома произошёл Третий раздел Речи Посполитой, и Краков перешёл к Австрии, став административным центром провинции Западная Галиция.
После разгрома Наполеона Венский конгресс в 1815 году решил создать Вольный город Краков. В 1830 году, во время польского восстания в России, Краков был главным центром контрабанды оружия, а после разгрома восстания, когда в Краков отступил отряд Ружицкого, русский генерал Фёдор Ридигер, преследуя его, занял Краков и оставался в нём вопреки английским и французским протестам 2 месяца, уступив только по просьбе Австрии.
Предпринятая в 1833 году неудачная попытка эмигрантов поднять восстание в Польше послужила государствам-попечителям основанием навязать Вольному городу новую конституцию, значительно ограничивающую его свободы.
После убийства в январе 1836 году русского агента Бегренс-Павловского в город были введены австрийские, прусские и русские войска. Пруссия и Россия вскоре свои войска вывели, но австрийские войска оставались до 1841 года.
В 1843 году эмиссары Польского демократического общества создали в Кракове Революционный комитет, сотрудничавший с Познанской централизацией. В январе 1846 года в Кракове состоялись переговоры руководства планируемого восстания. Однако в России, Пруссии и Австрии восстание было ликвидировано в зародыше, а Краковское восстание 1846 года было подавлено австрийскими войсками. В ноябре 1846 года Краков был включён в состав Австрийской империи.
После Первой мировой войны было воссоздано Польское государство, и Краков вошёл в его состав. В 1923 году из-за социально-экономического кризиса в городе вспыхнуло восстание, подавленное властями.
1 сентября 1939 года германские войска вторглись в Польшу, и уже 6 сентября вошли в Краков. Город стал административным центром генерал-губернаторства, управляемого Гансом Франком. В результате «Sonderaktion Krakau» 184 профессора и академика Ягеллонского университета были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря, евреи были согнаны в Краковское гетто. Большинство из них погибло в концентрационных лагерях Плашов и Аушвиц-Биркенау.
19 января 1945 года в ходе Сандомирско-Силезской операции Краков был освобождён советскими войсками.
После войны в Кракове происходили антиеврейские погромы, в результате чего оставшиеся евреи, населявшие в основном район Казимеж, уехали из города.
В социалистической Польше усилилось промышленное значение Кракова, был построен ряд заводов, население города во второй половине XX века выросло вчетверо.
В 1978 году ЮНЕСКО поместило Краков в список Всемирного культурного наследия.
_____________
+12 фото ВавеляКраткая история замка Вавель_____________
Раскопки показали, что уже в XI веке на месте Вавеля находилось укрепленное поселение племени вислян. Каменные укрепления начали возводиться Вацлавом II в 1290—1300 годах, а в XIV веке холм был перестроен Казимиром III Великим в готическом стиле. Около 1340 года стены замка и города были соединены.
В 1609 году Сигизмунд III Ваза оставляет замок, после чего начинается период упадка. Несмотря на это замок остаётся коронационным замком для польских королей.
В 1655—1657 году Вавель был разграблен, а в 1702 году — сожжен шведами в результате Великой Северной войны.
В 1724—1728 предпринимается попытка реконструкции комплекса, однако после утраты Польшей независимости Вавель был превращен в казарму для австрийских войск и был приведен в упадок, изначальные интерьеры не сохранились.
В 1905 году поляки выкупили свой Вавель у Австрийской империи, он был возвращен Кракову. Тогда же начались реставрационные работы, продолжающиеся до настоящего времени.
В XX веке вавельская кафедра прославилась тем, что её епископом был Кароль Войтыла — будущий Папа Римский Иоанн Павел II.
В настоящее время в замке расположена экспозиция, посвященная быту польских королей — покои, тронный зал, оружейная палата и сокровищница.
_____________
Дотопали мы до Вавеля, рванули к башне, но у входа нас ждал традиционный облом - там был аппарат, принимающий для оплаты билетика только злотые в монетках.
Так что оставив башню на потом, мы обошли замок и внутри уже смогли купить в турцентре входные билетики и сувениры, расплатившись карточкой.
Путеводный сайт по городу и замку с полезной инфой
Очень нарядный Кафедральный собор Вавеля, коронационный и усыпальница, в которой хоронили польских монархов (в том числе королеву Ядвигу, Стефана Батория, Яна Собеского, Августа Сильного), великих польских поэтов (Адама Мицкевича, Юлиуша Словацкого и Циприан-Камиль Норвида), политических деятелей (Тадеуша Костюшко, Юзефа Пилсудского, Юзефа Понятовского, Владислава Сикорского).
В одной из башен находится самый большой в Польше колокол Сигизмунд. Он звонит в дни главных праздников
Ну что сказать... попали мы на время мессы, не то что нельзя было зайти в "предбанник" (мы вспомнили Пизу, Вену), а даже на лестнице стояли охранники. Что ж, нельзя, так нельзя.
Внутренняя площадь
Модель замка, окружённая мелкими варварами)
Памятник Иоанну-Павлу II во внутреннем дворике Вавеля
Ажурные арки
На ту башню мы таки взобрались, оттуда открывается хороший вид на замок...
и на Вислу
Мы заходили ещё смотреть выставку «Утраченный Вавель» (собрание археологических находок), который меня вывел из себя. Сначала оказалось, что внутрь нельзя в димкиным рюкзаком, хотя при покупке билета никто не предупреждал. Вроде мелочь, но хранилище для сумок было аж у самого выхода, пришлось тащиться туда-обратно по жаре. Внутри была оочень неприятная женщина-смотрительница, которая просто по пятам за нами ходила, буравя взглядом. Будто у меня в руках был молоток, чтобы расколотить экспонаты, или ещё что. Вдобавок оказалось, что осматривать те несколько комнат можно только против часовой стрелки. А вот в обратном направлении пойти нельзя! Хотя из посетителей были только мы с Димкой и экскурсионная группа, собственно и преградившая нам дорогу. Почему мы не могли спокойно осмотреть пустые залы по часовой стрелке, а потом поменяться с экскурсией местами, чтобы никому не мешать - я не понимаю.
Внутри снимать, ясен пень, нельзя
Походив по верхней части замка и поднявшись на башню, мы пошли к Пещере дракона , которую надо оставлять напоследок, ведь она ведёт к подножью холма и назад так просто не вернёшься.
По легенде в ней жил страшный дракон, требовавший себе в жертву самых красивых девушек. Его смог победить хитростью один из сыновей короля Крака, основателя города.
Общая длина подземелий составляет 270 метров, из которых 81 - туристическая трасса; максимальная высота залов - 10 метров.
Первая информация о пещере, а также легенда, появилась в Польской Хронике в XII/XIII веке благодаря магистру Винценту. Это был один из самых известных ходов в замок.
В XVII-XVIII в пещере располагалась известная корчма – её часто описывали в путевых заметках известные путешественники и иностранные дипломаты. С разделом Польши, когда эту часть заняли австрийские войска, пещера была закрыта, а нижние входы в неё замурованы.
Только после освобождения Польши пещера была отреставрирована и вновь стала туристической достопримечательностью.
Большая часть фоток с Димкой, так что вот только кусочек с кирпичной кладкой)
Внизу у крепостных стен скульптура многострадального вавельского дракона. Раз в минуту из его пасти вырывается огонь, что мы на ярком свету в дрожании тени не смогли толком засечь
+27 фото по "Королевскому маршруту" по Старому городуНу вот, Вавель позади, идём просто по городу, повторяя "Королевский маршрут". Очень много солнца, обжигающего и ослепляющего. Ну конечно, когда мы были на море, в Лигурии то дожди шли, то тучи, а как по городу гулять - так +35
Очень много машинок для туристов, разные маршруты, разные языки, экскурсии на любой вкус
Привет с Родины)
Костёл Св. Петра и Павла на ул. Гродской
Первый в Польше костел в стиле барокко.
Краковяне шутят: он такой маленький, что даже скульптуры пришлось поставить на улице. На самом деле скульптуры 12 апостолов, выполненные скульптором Давидом Хеелем были поставлены здесь в 1715-1722 годах архитектором Кацпером Бажанкой.
Раньше костёл принадлежал ордену Иезуитов. Строили его с 1597 по 1635 год.
С 1796 по 1815 год, когда пришли австрийцы, это был гарнизонный костёл, а в 1809-1815 костёл превратился в… православную церковь.
С 1842 года здесь открывается приход.
Сейчас костел принадлежит Ягеллонскому университету. Внутренний университетский аркадный двор используется для проведения художественных выставок и театральных представлений.
Мы сидели в костёле и слушали неимоверно прекрасную игру на скрипке уличного музыканта. Это было так вдохновляюще
Впереди фигурка в белых одеждах - это девушка из Юго-Восточной Азии, судя по облику и привычкам. Она сняла обувь при входе в храм, мило
Костел св. Анджея находится справа от костела Св. Петра и тоже выходит на площадь Марии Магдалены.
Это один из старейших костёлов Кракова; построен в 1079-1098 годах воеводой Сетехом. Всего через пол века после постройки во время очередного набега татар в нем укрывались местные жители.
В начале XIII века костёл перестраивается, и в 1316 году костёл переходит к монастырю Кларисок, который ранее находился на Скалке.
Сегодня монастырь Кларисок (белая стена, выходящая на улицу Гродска - это как раз стена монастыря) является одним из самых закрытых. Его монахини никогда не покидают монастырских стен.
Костёл Св. Анджея неоднократно страдал от пожаров, последний раз в 1658 году. После этого в 1639 году над башнями появляются барочные шпили.
В сокровищнице костёла хранятся бесценные реликвии XIII века.
Идём дальше в центр и видим костёл Святой Троицы, или Доминиканский костел , одну из крупнейших готических базилик Кракова.
Костёл принадлежит ордену Доминиканов, основанному в начале XIII века Св. Домиником. Это был весьма ортодоксальный орден, в руках которого была инквизиция, и который пользовался доверием Римского Папы.
Сыновья Св. Доминика прибыли в Краков в 1222 году из Болонии, будучи приглашёнными епископом Иво Одровонжем, который отдал им костёл Св. Троицы, а приход перенёс в Мариацкий костёл.
После набега татар в 1241 году костёл был разрушен. И примерно в 1250 году начинается постройка, в несколько этапов, современного здания. Костёл неоднократно страдал от пожаров. Последний крупный пожар случился в 1850 году, когда сгорело практически всё внутренне убранство.
Комплексной реставрацией руководил архитектор Теофил Жебравски, были отреставрированы склепы, часовни, обновлён фасад. Работы были закончены в 1872 году, и в 1884 костёл был освещён. Словом, то убранство которое вы видите сегодня, относится к концу XIX века.
С видом на костёл мы пообедали в хорошей кафешке с вай-фаем, где принимали кредитки
Ну вот мы и дошли до Рыночной площади ("Rynek Glowny") ( про неё ). Красивая, просторная, шумная и интересная, нам очень понравилась. Жаль, хейнал послушать не удалось (о нём ниже).
Рыночная площадь в Кракове - одна из крупнейших рыночных площадей в старой Европе. Ее размер 200х200 метров. Возникла она по локационному плану 1257 года, согласно которому центром города должна была стать площадь, от которой в разные стороны расходились бы по три прямые улицы. И весь город был таким образом поделен на квадраты, как шахматная доска.
Так возникли четыре квартала, границами которых стал крест из улиц пересекавшихся в центре Рыночной площади: это были кварталы Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский.
Размеры рыночной площади на много превышали потребности горожан, она была сооружена как бы "на вырост". Однако застраивается она довольно быстро. Сооружается здание Суконных рядов и городской ратуши.
Рынок стал торговым центром, где находилось место для ремесленников самых разных специальностей. Вся площадь была поделена на отдельные части: был здесь соляной ряд, угольный, рыбный, хлебный, и т.п.
Площадь не раз становилась свидетелем важнейших исторический событий. Здесь после коронации королю приносили клятву мещане. Проходили на площади и казни.
Однако всё меняется с началом XIX века, когда в город приходят австрийские власти. Рыночная площадь, как центральная, должна была стать украшением города. На площади было оставлено только обновлённое здание Суконных рядов (Сукенниц) и башня ратуши. Обновляются фасады домов, выходящих на площадь. Убирается и кладбище возле Мариацкого костёла, могилы с которого переносятся на новое Раковицкое кладбище.
В 2000 году Краков был выбран одним из 9 городов, представляющих европейскую культуру. Поэтому все здания, включая Сукенницы и Мариацкий костёл были отреставрированы. Разница между Краковом 98 и 99 года была просто разительная.
В Сукенницах Димка купил мне к нашей годовщине прелестного серебряного дракона в виде кулончика
В центре площади раскинулось грандиозное здание Сукенниц - уникальное украшение Главного Рынка, являющегося своеобразным синтезом архитектуры Кракова разных эпох, от седой старины до дней недавних. Сперва, с начала 13 века, здесь существовали торговые ряды - по сути дела, это была улица, по сторонам которой тянулись лавки, преимущественно, торговцев сукном (отсюда и название).
В 1358 году по повелению Казимира Великого был сооружен единый, длиной 100 метров, торговый зал, что тогда было новинкой.
На втором этаже, помимо просторных залов для балов и приемов, была устроена Галерея Польской живописи, а поперечно главной оси здания поставлено нечто вроде трансепта с неоренессансным аттиком. Сукеннице расположены на оси север - юг, а их главные фасады, длиною 100 метров, симметричны. Портал восточного фасада, перед которым стоит памятник Мицкевичу, оформлен как главный: на нем водружен герб города, - участок городских стен с тремя башнями и с открытыми воротами, в которых распростирает свои крылья геральдический орел; гербовый щит увенчан королевской короной.
На площади много интересного, например, Ратушная башня
Ратушная башня высотой 70 метров, одиноко возвышается на севера - восточной части площади - это все, что осталось от древней ратуши, разобранной в начале 19 века. Теперь средневековый ансамбль ратуши можно увидеть только на старых картинах. Строительство башни было закончено к 1383 году. На протяжении следующих трех столетий ее непрестанно перестраивали.
В начале 17 века в башню ударила молния, и от возникшего пожара она пострадала и грозилась упасть. Во избежание этого Ратушная вежа была укреплена мощной скарпой с западной стороны. Это спасло ее от обвала, но не выправило отклонение от вертикали в 55 см. Тогда же готический шпиль заменили на барочный шлем.
Реставрационные работы 1960 - х. годов позволили воссоздать внешний вид, планировку и отдельные архитектурные детали. В летнее время с верхнего яруса башни можно любоваться превосходной панорамой Старого города.
Костел Св. Войцеха
В юго-восточном углу Рыночной площади, там, где берет начало Городская улица, в зелени тополей стоит небольшой костел во имя Св. Войцеха, первого патриота страны и первого польского Святого. Построенный из тесанного известняка на рубеже 11-12 веков в романском стиле, он является самым древним зданием в этом районе.
В старое время, костел мог быть бастионом, охранявшим с севера к Вавельскому холму. Утратив военные функции, здание, с получением Краковым статуса самоуправляющегося города на основе Магдебургского права в 1237 году, стало исполнять роль только лишь храма и органически вошло в ансамбль площади.
Согласно преданию, именно здесь Св. Войцех крестил язычников, предков современных поляков. Св. Войцех, будучи с 983 года епископом Праги, совершал миссионерские поездки к язычникам - пруссам. Останавливался он при дворе Болеслава Храброго, а значит и в Кракове.
Мариацкий костел
Он является главным городским собором, в то время как королевский кафедральный собор в Вавеле - главный епархиальный храм.
Современная постройка - уже третья по счету на этом месте, т.к. второй костел был разрушен во время монголо-татарского набега 1241 году. Выложенная из кирпичей в ручной работы, она имеет базиликальный план, с тремя нефами, центральный из которых выше боковых. Строительство главного объема началось в середине 14 века и закончилось в 1397 году, когда архитектор Миколай Вернер возвел свод среднего нефа. Понадобился, однако, весь 15 век для того, чтобы поставить две башни, приделать каплицы и перекрыть своды.
Острый готический шпиль более высокой башни относится к 1478 году, а корона, регалия Божьей Матери, «королева Польши», была добавлена в 1666 году. Завершение другой башни, более приземистой и мощной - ренессансный шлем 16 века. Она служит звонницей, снабженной пятью колоколами.
Более высокая башня уже с 14 века служила главной сторожевой вышкой Кракова. Караульщики были обязаны предупреждать горожан в случае пожаров и вражеских нападений. Сейчас в такой службе, естественно, нет нужды, но, тем не мене, каждый час с башни звучат позывные старинного сигнала «хейнал», ставшего одной из самых выразительных характеристик Кракова.
Самого слово «хейнал» - венгерского происхождения и означает «утро»: сигнал служил призывом к побудке. В наши дни он стал сигналом точного времени. Каждый час наверху башни Мариацкого костела появляется трубач, дудящий «хейнал» на четыре стороны света. Звуки трубы, отражаются эхом от стен Старого Города, создают здесь чарующую атмосферу.
Вокруг «хейнала», как и положено, в Кракове, возникла легенда. Однажды трубач, увидев приближающуюся конницу, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Горожане, вовремя предупрежденные сумели отбить атаку, и даже захватили богатые трофеи. С тех пор «хейнал» заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь защитника – воина.
С его неравной высоты башнями связана забавная эротически-романтическая легенда. читать
Построить столь величественное здание, как вы понимаете, задача не из лёгких. Поэтому возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом «далеко не в лучших» отношениях. Но строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак.
Отец, у которой был сын, заранее радовался: ведь муж – это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Но представитель другой семьи, у которого была дочь, решил заключить хитрый договор: согласно ему дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе.
Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не они учли одного обстоятельства...
После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии.
В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга.
Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами?
В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор.
Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.
Махонький костёл св. Барбары. Примерно в этом месте стали свидетелями попытки группы молодёжи сбежать из кафе без оплаты заказа. Официантка погналась за ними и поймала девушку, остальные вернулись, крики, вызов полиции. Чем закончилось, не знаем, ушли дальше гулять
В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары.
Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано".
Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костёл Св. Барбары. Где иногда они проходят и по сей день.
Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костёла. И даже строили его строители Мариацкого костёла в качестве "халтуры" в свободное время.
Однако на самом деле этот костёл был построен в 1394-1399 годах.
С 1586 года он перешёл к ордену Иезуитов.
Под костёлом похоронен ксёндз Якуб Вуек, переводчик Библии, умерший в 1597 г.
Памятник Адаму Мицкевичу, великому польскому поэту, к 100 - летию со дня его рождения, на фоне Сукенниц и Ратушной башни.
Статуя Мицкевича водружена на высоком пьедестале, по сторонам которого расположены аллегорические фигуры. Это - Родина, у фронтона постамента, представленная в виде девы с поднятой рукой; Поэзия. Слева, дева с лирой; Наук, в образе старца обучающего отрока и Патриотизм, олицетворенный юным шляхтичем.
Во Второй Мировой войне нацисты разобрали памятник и увезли статую поэта и аллегорические фигуры в Германию, но, к счастью, не пустили на переплавку. В 1955 году, как только скульптуры были найдены, памятник был воссоздан и со временем превратился в общегородское «место встречи».
Вообще с памятником Адаму Мицкевичу связано немало традиций
Школьники и студенты во время «стоднювки» (так называется бал учеников и учителей, который проходит за 100 дней до начала экзаменов), приходят к памятнику, что бы обпрыгать его на одной ноге; они верят, что количество кругов которое удастся проскакать на одной ноге и будет их оценкой на экзамене. (Обычно «стоднювки» проходят в январе.)
Краковские дембеля, вернувшиеся домой – их вы узнаете по длинным смешным махровым накидкам – приходят к памятнику, что бы встретиться здесь с друзьями; они делают отжимания, каждый раз громко выкрикивая названия месяцев, которые провели в армии. (Кстати, воинская повинность в Польше с недавних пор отменена.)
На день рождения поэта, 24 декабря, краковские цветочницы складывают букеты к подножью памятника.
Наконец, спортивные фанаты собираются «у Адащя», что бы отметить успехи своих команд.
Милые детали окрестностей, у зданий есть свои легенды, секреты
Отель «Под розой»
Во 2-й половине XVI века дом принадлежал семье Проспера Прованы, который в 1558 году по велению короля Казимира Августа организовал регулярное почтовое сообщение между Краковом и Венецией. С этого времени дом украшает прекрасный ренессансный портал, с массивными колонами. Латинская надпись над входом гласит: "Пусть дом этот стоит, пока муравей не выпьет моря, а черепаха не обойдёт весь мир".
В начале XIX века семья Бурчиньских, владевшая домом к тому времени, открывает здесь гостиницу. В 1805 году её гостем становится российский царь Александр I и его брат Константин. С той поры гостиница стала называться "Hotel de Russie" (Русский отель). Под этим именем гостиница просуществовала до 1864 года, когда русские войска жестоко подавили январское восстание, и название "русский" стало просто оскорбительным. Тогда отелю было дано нейтральное имя "Под Розой".
Здесь в 1843 году останавливался Ференц Лист, приезжавший в Краков с концертами.
Флорианские ворота
Это одна из четырёх башен (Позументщиков, Флорианская, Столярская и Тесельская), которые вместе с частью крепостных стен и барбаканом пережили снос городских укреплений в начале ХIХ в.
Построенные из камня в к.ХIII – нач.ХIV в. Флорианские ворота имеют высоту 34,5 м. Это самые старые запирающие город ворота. В случае осады их защищал цех скорняков. Вместе с барбаканом они исполняли роль репрезентативных ворот – Porta Gloriae, через них въезжали кортежи монархов и послов. От стороны барбакана их украшает гербовый щит с орлом рода Пястов проекта Яна Матейки. Внутри находится алтарь с изображением Пясковой Богоматери. Со стороны Флорианской улицы находится барельеф св.Флориана , одного из покровителей королевского Кракова, в стиле барокко.
В XVII веке городские стены имели 47 башен и 8 главных ворот, которые охранял постоянный гарнизон, а в случае вражеского нашествия к нему присоединялись ремесленники, бывшие членами стрелкового общества.
Вернисаж у ворот
Городской арсенал
Согласно «магдебургскому закону», на котором основывался документ об основании Кракова (1257), жители города обязаны были его зашищать. Поэтому в Кракове действовал не только королевский, но и городской арсенал.
Расположенный у крепостных стен арсенал находился на ул.Пиярской, между Флорианскими и Славковскими воротами. Возведённое из битого песчаника здание в 1565-66 гг. было предназначено для хранения ружей, пушек и пороха.
В 1874 г. город передал арсенал вместе со Столярской и Тесельской башнями Владиславу Чарторыйскому под музей. Там были размещены собираемые веками сокровища культуры, принадлежащие семье Чарторыйских, и семейная библиотека.
В 1961 г. библиотека была перенесена в новое здание на ул.Св.Марка 17, а в арсенале остались музейные экспонаты.
За стенами находится внушительный Барбакан
Стены барбакана окружает глубокий ров. Это всё, что осталось от средних веков, когда город был окружён глубоким рвом с водой, и попасть в него можно было только через барбакан. Сначала через подъёмный мост (он выходит на площадь Матейки) люди попадали в барбакан, и только потом, по специальному переходу могли пройти дальше к Флорианской башне.
Этот бастион предназначался для обстрела с флангов вражеских войск, штурмующих городские стены. В случае же опасности, и сам Барбакан, вокруг которого был вырыт глубокий ров с водой (ширина его в этом месте достигала 24 метров), могли поддержать огнем с городских стен, примыкавших к Флорианской башне.
Построенный в 1498-1499 годах, в связи с угрозой вторжения турецких войск, барбакан являлся настоящим шедевром европейской оборонной архитектуры. Диаметр его составляет 24,4 метра, а толщина стен - более 3 метров.
Вообще, в те годы перед высокими оборонительными стенами (называемыми по-польски «муры») стояла ещё дополнительная стена меньшей высоты (по-польски «предмурек»). Барбакану неоднократно довелось принять участие в сражениях: в 1587 с немецкими войсками, в 1655 году со шведскими, в 1772 с русскими.
И немножко прогулявшись по аллеям Плантов, выходим к памятнику "Битва при Грюнвальде"
про Планты_____________
Повеление построить вокруг города оборонительные стены издал князь Лешек Чарны (Leszek Czarny) в 1285 году. К концу XVIII века город был окружён крепостной стеной, на которой было 7 въездных ворот и 47 башен.
Кроме основной крепостной стены город окружала специальная дополнительная стена высотой несколько метров, по периметру город окружал ров с водой.
В таком виде оборонительные стены просуществовали до начала XIX века. После третьего раздела Польши (в 1795) эта часть страны перешла под австрийское управление. Деятельность национально-освободительных движений создавала реальную угрозу восстаний. А имея такие оборонительные укрепления город мог довольно долго держать оборону. И что бы обезопасить себя, австрийские власти решили снести городские стены.
Формальным поводом для этого было техническое запустение оборонительных объектов, да и ров с водой производил не лучшее впечатление на приезжающих. С военной же точки зрения, благодаря развитию артиллерии, старинные стены практически утратили своё оборонное значение.
Как бы то ни было, в начале XIX века городские стены были снесены.
От них осталась только Флорианская башня и небольшой фрагмент. Их удалось сохранить благодаря стараниям профессора Ягеллонского университета Феликса Радванского (Feliks Radwanski), который убедил городские власти в том, что с севера часто дуют холодные ветра, приносящие в город болезни, и эти ветра отрицательно скажутся на здоровье гуляющих, среди которых есть и супруги высокого начальства. И только в целях защиты их здоровья необходимо сохранить часть стены с северной стороны. Аргумент оказался убедительным...
На месте снесённых городских стен и засыпанного рва были разбиты аллеи - Планты, которые сегодня зелёным кольцом окружают Старый город.
_____________
про памятник "Битва при Грюнвальде" _____________
В центре площади Матейки установлен конный памятник, на коне восседает король Владислав Ягелло, победитель в битве 1410 года под Грюнвальдом, где польско-литовские войска одержали победу над Крестоносцами.
Спереди стоит, опираясь на меч, князь Витольд. А у его ног лежит поверженный предводитель Крестоносцев Ульрих фон Юнгинген.
Памятник был установлен в 1910 году на средства известного пианиста, композитора и политика Ингация Яна Педеревского. Автор скульптуры - Антони Вывульский. В 1939 году он был уничтожен немцами, и восстановлен уже после победы в 1975 году.
Перед памятником поставлена могила неизвестного солдата. Каждый год в годовщину начала второй мировой войны, 1 сентября, к ней возлагают цветы.
Также эта площадь "принимает парад" и 3 мая, когда в Польше отмечается День конституции.
Здесь ещё можно осмотреть костел св. Флориана, Академию Изящных Искусств и здание Окружного управления железных дорог, но у меня нет их фото
+12 фото разного и УниверситетаУмилительная девочка с гигантским чупа-чупсом
Kościół św. Wincentego a Paulo на улице świętego Filipa
Еле нашла, что это за место было: площадь (Plac) Szczepański с фонтаном, в котором резвились дети
Музыкальный фонтан с красочной подсветкой.
Подсвеченные струи воды двигаются в такт музыке. Представление продолжается примерно 25 минут. Во время шоу звучат произведения Фредерика Шопена, фрагмент "Полета Валькирии" Рихарда Вагнера, "На прекрасном голубом Дунае" Иоганна Штрауса, а также мелодии из фильмов "Пираты Карибского моря" и "Волшебная страна".
Фонтан находится на красивой площади прямо перед Обществом любителей изящных искусств (польск. Towarzystwo Przyjaciół Sztuk Pięknych)
Своё первое собрание Общество любителей изящных искусств провело 21 января 1854 года в Технологической школе. Устав Общества был утверждён австро-венгерским властями. Первые выставки, которые организовало Общество любителей изящных искусств стали дебютные выставки картин и работ Яна Матейко, Юлиана Фалата, Влодзимежа Тетмайера, Станислава Выспянского, Юзефа Мехоффера и Яцека Мальчевского.
В 1854 году Общество создало фонд, который помогал начинающим художникам. На средства фонда Общество также проводило реставрацию алтаря Вита Ствоша в Мариацком костёле.
Побродили так по одуряющей жаре, поглазели возле какого-то отеля на толпу, ожидающую выхода футбольной команды (дело было в разгар Евро-2012 Польша-Украина), не дождались ничего, и пошли спасаться от жары в тенистом дворике Uniwersytet Jagielloński. Там попадаются всякие любопытные штуки, вроде модели звёздного неба
Collegium Maius. Это самое старое университетское здание, купленное королем Владиславом Ягелло за драгоценности, пожертвованные с этой целью королевой Ядвигой. Жившая в аскетизме великодушная королева отдала все свои сокровища для нужд учебного заведения.
В связи с тем, что здание состоит из нескольких домов, можно заметить разницу в конструкции фасадов. Угловая часть здания сделана из камня, остальные – из кирпича. «Профессорская» лестница ведет на второй этаж в аудитории, где в наше время проходят такие торжества, как выборы ректоров, встречи ученых, признание звания почетного доктора наук и т.д.
Эти залы одновременно являются музеем Ягеллонского университета. Легенда гласит, что в алхимическом классе в XVI в. учились чернокнижники Твардовский и Фауст. А в соседней аудитории Галена – Николай Коперник. В Ягеллонской библиотеке находится доказательство, подтверждающее факт учебы в городе известного астронома. Это книга записей 1491 г., а в ней – запись: «Nicolaus Nicolaj de Thuronia, solvit totum» (Николай, сун Николая из Торуня, заплатил полностью).
Collegium Novum. В настоящее время является главным зданием Ягеллонского университета.
На фронтоне здания видны пять больших окон актового зала и щиты с гербами (слева направо) Казимира Великого, Ядвиги, государтственным, Ягелло и папы римского Урбана V, издавшего буллу, разрешающую основание университета.
Известными студентами университета были король Ян III Собеский и папа римский Иоанн Павел II.
Волшебная дверь, интересно, куда она всё-таки вела?
Отдышавшись и остыв, мы отправились пешочком в обратный путь. Ну а чего, сюда же пришли, евро на злотые так и не поменяли, сколько тут идти.... угу.
Не, виды, конечно, на Вавель были красивые
Реклама Евро-2012 веселила
Но по итогу прогулки Димка схватил тепловой удар, а пытаясь его охладить мы устроили ему жестокую ангину, с которой он потом ещё недели две дома мучился. Особо запомнилась нам обоим дорога из Кракова в Киев - у Димки температура под 39, веду машину, естественно, я, механическая КП, 200 км польских дорог через сёла, светофоры и круги мы едем по правилам, чтобы ещё и с полицией не связываться, целых 4 часа, совместную польско-украинскую границу по случаю Евро проходим минут 30, а уже на ридной неньке шпарю по трассе до Киева с максимально возможной скоростью, потому что за Димку реально страшно. Его шатает от температуры, меня - от дороги, но слава Богу и антибиотикам, всё закончилось нормально.
А в Кракове мы многого ещё не увидели, красивый город.
Вот так скатались по Европе, 5 стран, 20 городов, подъём на гору, парк аттракционов, 16 дней))