В общем, к Наташке мы приехали с явным намерением отыскать затерянные сокровища Одессы (а вдруг мы действительно ненароком ошиблись в прошлый свой приезд, ощутив лишь дух торговли и жары) и этим летом они откроются нам во всей своей красе?
Предварительно я спросила у Яндекса, что посмотреть в Одессе, на что он выдал мне стандартный набор туриста, который я уже видела: Дерибасовскую, Оперный театр, привоз с тетей Соней, Морской порт, Приморский бульвар. Разнообразилось это дело лишь Ведьминым домом, Шахским и Воронцовским дворцами и Тещиным мостом.
Смотреть все это великолепие мы отправились буквально в день приезда, после обеда (до обеда отсыпались - поезд прибыл в 4.40 утра), благо, погода располагала к прогулке. Это лето, нужно заметить, вообще выдалось на редкость комфортным в плане температуры, которая почти не поднималась выше 35 (в отличие от прошлогодних 45)...
Начали мы, конечно, с Соборной площади, дальше - очень много текста и фотографий!на которой расположены лавочки с сувенирчиками (чего там только нет!). По доброй традиции был куплен очередной магнитик. Пока шли к площади, я фоткала всякие вещи типа памятников-не-знаю-кому. Вот мальчики на шаре (Гарик и еще кто-то):
В вот
На Соборной площади расположен Спасо-Преображенский собор, достаточно красивый, но внутрь мы не заходили. Вообще, забегая вперед, скажу, что атмосфера церквей Одессы мне не нравится совершенно. Она близко не стоит с величием католических храмов Западной Украины. Все та же скомканность, суета сует, из-за которой из церкви банально хочется быстрее сбежать и никогда больше там не появляться. Никакой божественности внутри не ощущается...
Поэтому на собор мы смотрели больше с точки зрения искусства, а не религии...
Сфотографировавшись у фонтана-памятника в честь открытия городского водопровода,
мы отправились на Дерибасовскую (она сразу за углом этого розового здания)
Вот она:
Свое название улица получила в честь первого мэра города Осипа Дерибаса, который со своим братом Иосифом посадил первые деревья в степной Одессе. Благодаря частым и регулярным работам по посадке деревьев Осипа и Иосифа Дерибасов, у Одессы сегодня такой зелёный и цветущий вид.
К знаменитому стулу из 12 стульев стояла очередь человек так в 20, чтобы сфотографироваться. Ума не приложу, что в нем такого необыкновенного. Ну стул и стул... Вот вам его фото с прошлогоднего посещения (если забыли) :
А вот о городском фонтане я прочитала, что это - уникальный фонтан духОв, автором которого является французский парфюмер Кристоф Лакарен. Фонтан в форме флакона каждый час распыляет специально подобранный ароматический состав.
Скажу честно - мы лично ничего не унюхали. Наверное, он распыляет духи не бесплатно
Сделав фото на скамейке в Городском саду, мы отправились дальше...
Конечно, я не могла устоять, чтобы в очередной раз не порадовать вас изображением вот этого здания (уж больно оно красиво!)
и веселенького бычка в кафешке:
а также балкона с явно выраженной политической направленностью
А вот подобные безобразия встречаются в Одессе на каждом шагу, и это очень печально:
Старинные дома не реставрируются и неизменно разрушаются, даже на центральных улицах. Вы же помните эту ужасающую новость об обвалившемся доме в Одессе? И таких новостей - тысячи. Достаточно набрать в поисковике "в Одессе обвалился дом"... А жаль, что современным мэрам наплевать на собственный город. Сколько уже можно набивать лишь собственные карманы?!
Долго ли, коротко ли, но подошли мы и к Оперному театру Одессы. Вот фото с разных сайтов инета (красивые!):
А вот - мои:
Поскромнее, согласна. Я - не
Главная проблема Оперного театра в том, что он просто не влезает в мой фотоаппарат, и его приходится снимать частями Но здание просто изумительно.
Вот что пишет о театре "дорога.ру": здание Одесского национального академического театра оперы и балета считается одним из красивейших в мире. Его создали венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, которые также строили театры в Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе. Здание в стиле ренессанса с элементами барокко богато украшено. Над фасадом возвышается скульптура музы искусства Мельпомены. Поражает красотой зрительный зал в стиле французского "рококо"...
И еще я где-то читала, или слышала, что по акустике внутри ему нет равных в Европе...
Ай-яй-яй, сейчас я заплачу!!! Мы хотели сходить на экскурсию внутрь театра, но наше желание так и осталось в разряде нереализованных хотелок. Мы струсили. Нас отпугнула дикая очередь у касс. Поэтому, тихо вздохнув, мы обогнули здание и отправились ниже, на Приморский бульвар. Я выложу в качестве визуализации фотки театра внутри, себе на будущее:
Ну ведь красота, согласитесь!!!
Чуть ниже Оперного театра у Наташи зазвонил телефон. Она так удачно встала на фоне чудесного жизнеутверждающего лозунга на неизменном русско-украинском суржике, что я просто не смогла удержаться и не сфотографировать её в этот момент:
Потом мы спустились к началу Приморского бульвара, на Думскую площадь, где расположен Одесский горсовет (Старая Биржа). Здание в неоклассическом стиле было построено по проекту Франца Боффо и Грегорио Торричелли в 1828-1834 годах. Перед зданием находится памятник русскому поэту Александру Пушкину — поскольку писатель прожил в Одессе тринадцать месяцев (интересно, сколько бы было памятников, если бы его ставили каждому, кто прожил в Одессе больше года? Это намек на то, что дольше в Одессе прожить в принципе невозможно? ) Википедия сообщает, что каждые полчаса куранты на часах над входом играют гимн Одессы — мелодию «Одесса, мой город родной» (ту же самую мелодию, которая используется в качестве приветствия приходящих поездов на железнодорожном вокзале). Эта мелодия из оперетты «Белая акация» советского композитора Исаака Дунаевского. Мы же, естественно, ничего не услышали, поскольку долго стоять там не собирались
И тихонько пошли по бульвару в сторону Воронцовского дворца:
Дошли до памятника Дюку:
возле которого толпится вечно уйма людей, в связи с чем
Полюбовались с высоты Потемкинской лестницы на морской торговый порт Одессы (и банком Надра, с которым у меня особые счеты),
но спускаться вниз не стали, поскольку видели порт и лестницу до этого. И потом - нас ждало место поинтереснее - Ведьмин дом!
С этого ракурса дом как дом - ничего необычного... Люди живут.
А с этого... Судите сами:
Колдунство, да и только!
Вот как можно жить в плоской стене, спросите вы меня. Ну? Спросите меня!
А вот так, отвечу вам я:
Экономным евреям не хватило деньжат на четвертую стену. Поэтому её просто не стали строить, а две стены соединили треугольником. Получилось довольно мило: и жить можно, и туристов хоть пруд пруди увивается вокруг...
Недалеко от Ведьминого дома расположен Воронцовскй дворец. Богатый был мужик, скажу я вам. Куда не приедешь на юге - везде у него дворцы (я уже молчу о Крыме в целом и о Симферополе в частности. Наш любимый Ботанический сад ТНУ расположен как раз в бывшей усадьбе графа Воронцова...) Вот это память о себе человек оставил! На века!
Вот что пишет о дворце Википедия: "Воронцовский дворец -дворцовый комплекс резиденции генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (позже — мужская гимназия Юнгмайстер, Общество акклиматизации животных, с 1936 года — Дворец пионеров). Построен дворец на самом северном краю приморского холма, в месте, где когда-то была расположена турецкая крепость Хаджибей. «На западном конце теперешнего Николаевского бульвара, там, где был незначительный домик помещика Куликовского, граф Воронцов выстроил свой великолепный дом» — писал историк Н. А. Мурзакевич в книге «Одесская старина». Сооруженное по проекту архитектора Ф. К. Боффо в 1827 году в стиле ампир, здание на десятилетия стало одним из самых примечательных в Одессе."
С дворцом та же беда, что и с Оперным театром: его можно сфотографировать лишь частями... Вот они, части
Рядом с дворцом мы увидели фонтанчик в виде чаши (называется "Источник") и колоритного экскурсовода (ну не знаю, что более привлекло мое внимание Подозреваю, что не чаша)
Что-то такое о фонтанах Одессы экскурсовод рассказывал группе туристов, но я слушала его вполуха, продолжая фотографировать. Теперь сложно сказать, о чем он говорил, но на отдельных сайтах я нарыла вот такую информацию (просто интересно!): существует легенда, будто бы Ришелье, опровергая распространившийся среди приближенных Екатерины II слух о том, что место для застройки будущего города выбрано неудачно – мало пресной воды, изрек по-французски: "Assez d'eau". В переводе эта фраза означает: "Воды достаточно". Если ее написать русскими буквами (асседо), а затем прочесть справа налево, то получившаяся криптограмма расшифровывается как "Одесса".
Трудно сейчас поверить в правдоподобность этого факта, как, впрочем, и опровергнуть его, но даже в случае достоверности уж никак нельзя согласиться с таким поспешным заключением герцога, ибо в Одессе с самого начала действительно не хватало пресной воды, которую приходилось искать и добывать. В этой местности так называемая зашкурная вода, или верховодка, в теплое время года испаряется. Поэтому нужно было копать глубокие колодцы в поисках вод, скопившихся в известняках. В одесских дворах и сегодня можно найти колодцы. В старой Одессе их рыли также и на перекрестках улиц.
Вот, например, один из них:
В первое время здесь рыли колодцы преимущественно в тех районах, где грунтовые воды залегали на сравнительно небольшой глубине, но неудовлетворительное качество колодезной воды, ее недостаточное количество и связанная с этим дороговизна (в 1796 году ведро воды стоило 10-15 копеек, в то время как фунт мяса стоил 20 копеек) побуждали администрацию города и частных предпринимателей искать пути к более надежному способу снабжения жителей водой. Во дворах домов стали устанавливать цистерны (крытые зацементированные бассейны), в которые по водосточным трубам и гончарным подземным водоводам стекала дождевая вода. К концу пятидесятых годов XIX века в городе насчитывалось 875 цистерн. Некоторые домовладельцы зарабатывали на продаже дождевой воды до шести тысяч рублей в год (Источник: oldodessa.ucoz.ru/publ/1-1-0-5)
Не могли удовлетворить потребности в воде населения Одессы и прибывающие в город суда и обозы, а также, как тогда говорили, фонтаны. Они представляли собой ручейки, выбившиеся из глубин и сбегавшие по прибрежным склонам к морю (возле этих источников возникли три хутора – Малый, Средний и Большой Фонтаны). Но и фонтаны были не очень-то обильны. Как видно из помещенной в газете "Одесский вестник" за 1831 год таблицы, в которой приводилось количество воды из главнейших источников в окрестностях Одессы, источник "Большой Фонтан" давал 840 бочек воды в сутки (каждая бочка вмещала в себя 30 ведер воды), "Рашковский" – 602, два ключа Среднего Фонтана – 659 бочек.
Лет двести назад у биндюжников, привозивших в больших деревянных бочках питьевую воду, существовала традиция: откуда бы не взялась эта вода, они утверждали, что она с Фонтана. Там действительно была самая вкусная в Одессе вода. Горожане, пробуя такую воду, качали головами и говорили: «Нет, это не Фонтан». С тех пор словосочетание «не Фонтан» вышло за пределы Одессы как синоним некачественного товара.
«Не Фонтанами», по сути, были и те немногочисленные фонтанчики, которые строились для состоятельных людей на их роскошных дачах. Наполнить водой даже небольшую чашу было весьма дорогим удовольствием. Тем не менее, именно самым маленьким, но самым изящным изделиям итальянских мастеров мы обязаны легендарным Папудовым, Маврокордато, Родоканаки и Рено, имевших тогда «хутора» на Малом Фонтане.
Теперь от большинства фонтанчиков, некогда украшавших частные дачи, остались только мраморные чаши...
Подозреваю, что одна из таких чаш и стоит у дворца графа Воронцова.
Потом мы постояли возле колоннады, расположенной на северном торце Приморского бульвара, на самом обрыве холма, которая является «продолжением» Воронцовского дворца. Построена она была в 1826-1828 гг. Состоит из двух изящно изогнутых рядов колонн, поставленных на высокий ступенчатый цоколь. Архитектор К.Боффо – автор изящной колонны белокаменной, являющейся украшением дворцового ансамбля, создал более 50 роскошных зданий в городе.
Десять пар стройных колонн тосканского ордера образуют белокаменную дугу, водруженную на высокий ступенчатый цоколь. Отсюда открывается прекрасный вид на порт и сбегающие к нему улицы.
Внизу находится пристань, и виден порт:
а сбоку открывается вид на Тёщин мост,
который фактически можно назвать "Мостом любви":
Википедия говорит, что у названия «Тёщин» есть две версии. Первая: потому что он самый длинный и узкий в городе, а ещё и раскачивался от сильного ветра: «прямо, как язык тёщи» — шутили по этому поводу.
Вторая - что по этому мосту якобы ходил в семидесятые годы в гости к тёще тогдашний руководитель области — первый секретарь обкома партии Михаил Сафронович Синица. Злые языки утверждают, что городу данная дорогостоящая конструкция, практически не имеющая никакого коммуникационного значения, понадобилась ввиду любви тогдашнего коммунистического начальника города к тёщиным блинам. А так как зять жил на Приморском бульваре, а его тёща — на улице Гоголя, через балку, то променад в пятьсот метров окружным путём по мосту Сабанеева казался руководителю Одессы нестерпимо долгим. Вот так, якобы, и появилась идея создания прямого пешеходного моста. Впрочем, по разным сведениям, тёща то ли умерла ещё в 1941 году, то ли жила в районе городского сада, так что данная версия, скорее всего — лишь одна из городских легенд, как, например, про памятник Пушкину, якобы развёрнутый спиной к городской думе.
Мост был возведён в 1968—1969 гг. по проекту архитектора Александры Владимирской и инженера Кириенко над Военным спуском. Его первоначальное и официальное название «Комсомольский», потому что он связывал между собой Приморский и Комсомольский бульвары (ныне — бульвар М. Жванецкого).
Строили его к 50-летию СССР и должны были открыть в 1967 году, но опоздали. Так что гулять по нему можно стало только с 1968-го. Интересно, что по проекту мост должен был быть в ретро-стиле, чтобы вписываться в классическую застройку. Но в ходе строительства весь декор решили убрать, мост получился в конструктивистском духе.
С моста открывается вид на старые крыши и дома Одессы:
А также на прикольную кафешку в "полицейском" стиле (а-ля самоубийство кота и чувака )
Подозреваю, что висящие на перилах моста замки любви так надоели местным властям, что в 2011 году они в конце этого самого моста с подачи компании Киевстар возвели огромное Влюбленное сердце:
Оно довольно крепкое, может выдержать более 2 тысяч замков... Потом, подозреваю, придется возводить еще одно либо обязать пары, которые впоследствии развелись, спиливать с него свои замки... Но это так, мысли вслух.
В конце Тещиного моста есть приятный скверик с беседками и маленьким, но о-о-очень крутым мостиком (что Наташа испытала на себе, съехав с него случайно на попе - вьетнамки не выдержали крутизны, и она поскользнулась...)
Мы немножко посидели за столиком в кафешке, чтобы отдохнуть, а потом отправились дальше. Нас ждали Шахский дворец, памятник апельсину и дом с атлантами...
Шахский дворец был построен в 1852 году польским зодчим Феликсом Гонсиороновским на месте, где планировалось возвести военный госпиталь. Живописное место над высоким обрывом было вдохновением для многих архитекторов, мечтающих возвести здесь очередной шедевр, который бы украсил Одессу, но возведение госпиталя планировалось здесь еще с 1794 года. По какой-то причине Строительство под руководством Ф.П. Деволана настолько затянулось, что в середине XIX века наполовину построенное здание разобрали. Тогда-то и воплотилась мечта одного из одесских зодчих, который использовал это престижное место наилучшим образом.
До 1910 года замок принадлежал семейству польских шляхтичей Бржозовских, для которых был построен. Бржозовские были загадочным и весьма замкнутым семейством, они жили своей жизнью, были высокомерными и холодными людьми. Затем замок вошел во владения другого польского аристократа – графа Иосифа Шенбека. Но граф здесь практически не жил и сдал замок в аренду бежавшему после переворота в Иране бывшему шаху Мохаммеду Али, свергнутому с трона и высланному из родной страны.
С переездом в замок шаха начинается самый интересный период в его истории. Шах, несмотря на свое происхождение и связи, был человеком жизнерадостным и веселым. По слухам, для потехи жителей города он даже иногда сбрасывал с балкона, находившегося на первом этаже (выходит на ул. Гоголя), провинившихся жен из своего гарема. А когда шах отправлялся в город, он одаривал всех, с кем ему доводилось встретиться, подарками. Шах снискал любовь и уважение одесситов, которые с тех пор стали именовать замок не иначе как Шахским. Шах покинул Одессу в 1920 году, с тех пор здесь был учрежден Дом народного творчества (источник: otdyhaem.com.ua/odesskaja/odessa/shahskij-dvore... )
Здание красивое, безусловно. Википедия говорит, что оно было построено в противовес Воронцовскому дворцу. Огорчает только, что за ним не следят в должной мере (мы видели дерево, растущее из трещины в стене здания, над окном...)
Практически метрах в 25 от Шахского дворца расположен памятник Апельсину (памятник взятке, как его называют одесситы )
Интересна предыстория памятника. Он был открыт в Одессе 2 сентября 2004 года в день города, который, по преданию, спасли апельсины.
Екатерина II издала 27 мая 1794 года указ о строительстве в Одессе морского торгового порта, который должен был стать крупнейшим на юге Российской империи. Однако указ императрицы не был осуществлен при ее жизни.
Павел I собирался отменить ее указ, оправдывая это большими финансовыми затратами. В Одессе на то время уже проживало около 12 000 человек.
Одесские купцы, узнав о том, что Павел I намерен отозвать выделенные средства на строительство порта и развитие города, отправили царю под конвоем Феногарийской греческой гвардии несколько телег с апельсинами. Император очень любил эти фрукты. В то время в России апельсины считались экзотическими фруктами, и их было трудно достать.
На следующий день после получения щедрого подарка, оценив находчивость одесситов, император возобновил указ матери о выделении 250000 рублей золотом на строительство порта и развитие города. Одесситы вложили эти деньги в ломбарды, приумножив этим их количество в несколько раз. С тех пор порт начал активно строиться, а Одесса — расцветать (источник: www.otdihinfo.ru/catalog/620.html )
Возле памятника было много людей, и сфотографировать его без них практически не получалось... Мы застали девочку-скалолазку, пытавшуюся забраться на самый верх, и таки реализовавшую свои альпинистские способности!)
Ознакомившись с предысторией памятника, высеченной на табличке под ним, мы отправились на поиски Дома с атлантами.
Идти долго не пришлось... Он оказался буквально за углом
"Дом с атлантами" по улице Гоголя № 5 -7 (бывшей Надеждинской) признан одним из четырех самых красивых зданий Одессы и считается наиболее впечатляющим из творений архитектора Льва Львовича Влодека. Двух гигантов архитектор расположил нетрадиционно, они отделены от стен здания, тела их напряжены и согнулись под тяжестью небесного свода, на котором покоится балкон начинающегося со 2-го этажа эркера...
Пока искала информацию о доме с атлантами, наткнулась на довольно интересную статью о судьбах людей, связанных с ним и о бароне фон Фальц-Фейне - бывшем владельце дома... Если есть время - отвлекитесь на пару минут!
Сфотографировав на память этот уникальный дом, мы отправились выше по улице. Увидели интересную ограду кафешки:
А также еще один красивый дом (просто удивительно, насколько их много в Одессе!)
И от этого еще больше щемит сердце, когда видишь подобную неухоженность и медленное разрушение:
Пройдя мимо одесского Дома Ученых (тоже исторический памятник),
мы отправились к Екатерининской площади:
Нынешняя Екатерининская площадь не раз изменяла свою форму, а также 7 раз меняла и своё название.
В соответствии с первоначальным планом города, разработанным подполковником Деволаном, площадь имела круглую форму и была названа Екатерининской, т.к. на ней была заложена при основании города Военная церковь святой Екатерины, храм небесной покровительницы будущей императрицы. После кончины императрицы в ноябре 1796 г. строительство церкви, как и всей Одессы, было приостановлено Павлом І.
В 1821 г. недостроенная церковь была разобрана. С учётом конъюнктуры площадь стала Елизаветинской, затем Дюковской и в конце-концов имени Карла Маркса, после чего ей было возвращено первоначальное название.
В центре площади был разбит сквер, в котором позже, 1873 г., после пуска днестровского водовода, установили фонтан (первый в городе). В последующем этот фонтан «переехал» на постоянное место жительства в Горсад. (источник: odesskiy.com/ulitsi-v-istorii-odessi/ekaterinen... )
На этом поиск достопримечательностей Одессы и их осмотр был нами завершен (банально хотелось кушать ). Скорее, даже не завершен, а преобразован в поиск китайского кафе (мы его нашли, да. Но китайская кухня меня разочаровала. Не люблю все такое приторно-сладковатое. Так и хотелось добавить перца. Избаловала нас Наташка корейскими салатами у себя дома...)
Вот еще пара завершающих,
Основная прогулка, таким образом, уложилась у нас примерно в пять часов. Главные достопримечательности Одессы расположены