Выехали в десять, наивно полагая, что уж теперь не заблудимся, но опять свернули не там. С указателями просто беда, в нужных местах их нет. Первой по маршруту была Анемоспилия. Ориентировались на указания Фаталит, что сайт находиться на склоне горы Юхтас. Наша ошибка была в том, что мы спрашивали у местных про гору, а не про сайт. Поэтому, как позже выяснилось, приехали на противоположный склон. Доехали почти до самой верхушки по серпантину – пусто.
Вид со склона горы Юхтас.
читать дальшеСпустились обратно. Пытались спрашивать дорогу у местных и туристов. Все говорили, что нужно вернуться в Арханы. Но мы упорно не верили, так как через дорогу от подножья горы была табличка с указателем какого-то археологического сайта, причем направление указывал на виноградники. Облазили все виноградники, ничего не нашли и вернулись в Арханы злые и уставшие. Настроение было плюнуть на все и ехать уже в Кносос. Наконец нашлись знающие люди, которые объяснили, что ехать надо на другой склон горы. Дорога серпантинная и довольно узкая. Доехали до предполагаемого места, опять пусто. Сделали несколько снимков открывшихся со склона горы видов и уже решили уезжать, как аффтор чисто случайно заметил указатель. Надо сказать, что сайт закрыт для туристов. Обнесен высоким ограждение из сетки-рабицы. Спасибо Фаталит - она нам указания о расположении бреши в ограждении. Что бы попасть на сайт нужно подняться по каменной лестнице, которая заметна у центрального входа, и обогнуть ограждение справа, продвигаясь по периметру до точки противоположной указателю. Кстати машину можно оставить почти рядом с сайтом, там есть небольшой пятачок.
Наша машинка
А это я пролезаю в дыру в заборе.
читать дальше
Единственный известный к настоящему времени отдельных храм Минойского Крита был открыт в 1979 году супругами Сакеллараки в местности Анемоспилия. Построенный на небоьльшом участке храм обладает мощными стенами и состоит из трех продолговатых помещений, которые сообщаются между собой не непосредственно, а через длинный коридор, проходивший в северной части сооружения во всю его ширину.
Восточное помещение располагает ступенчатым алтарем у южной стены. Во время раскопок здесь было найдено большое число сосудов разных форм и объемов, использовавшихся при бескровных жертвоприношениях. Характерно наличие в этом помещении морской гальки, что свидетельствует о тесной связи морского элемента с минойским культом.
Центральное помещение было заполнено утварью больших размеров. В южной и юго-западной его части выступает естественная скала и находится высеченная скамья. Близ скамьи, кроме прочих предметов, была найдена пара ног из глины больше натуральной величины, что указывает на существование здесь "акролитной" (т.е. с каменными конечностями) статуи из древесного ствола, которую облачали в "одеяния": речь идет о типе истукана, известного по различным изображениям минойского искусства, а также по находкам аналогичных культовых статуй. Западное помещение, не располагающее значительными транспортабельными находками, в архитектурном отношении асиметрично. Здесь находились сооружения, свидетельствующие о совершении в этом помещении кровавых жертвоприношений. В этой части храма в Анемоспилии были сделаны находки, позволяющие считать его уникальным в своем роде на всем Крите. Во время раскопок здесь были обнаружены четыре человеческих скелета - три мужских и один женский. Скелеты двух мужчин и женщины были найдены лежащими на полу: согласно специалистам-антропологам и судебно-медицинским экспертам, эти люди погибли внезапной насильственной смертью в результате падения строительных материалов и воздействия очень сильного огня. Скелет третьего мужчины был найден лежащим на трапециевидном сооружении в особой согнутой позе и с бронзовым кинжалом сверху.
Согласно археологу Яннису Сакелларакису, сделавшему это открытие, речи идет о человеческом жертвоприношении, не засвидетельствованном нигде более на Крите, однако известном в друних странах Восточного Средиземноморья (Египет, Плестина). Тот же исследователь дает четкое объяснение явлению человеческих жертвоприношений в Древней Греции, сведения о которых, кроме известного жертвоприношения Ифигении в Авлиде, содержатся и в других источниках, причем не только мифологического характера. Археолог считает, что речь идет не об обычном ритуале, а о проявлении отчаяния перед лицом ужасного землетрясения, о попытке умилостивить божество, причем в изолированном и закрытом помещении. Храм в Анемоспилии был разрушен в первой половину XVII века до н.э., о чем свидетельствует найденные в этом помещении восхитительные вазы стиля Камарес, и никогда больше не использовался повторно.