Алапаевская УЖД - немного и навсегда.
Легенды делают нас мудрей
Мы чувствуем пульс великой вселенной…©
Мы чувствуем пульс великой вселенной…©
Наверное, каждый помнит маленькие паровозики в парках, катающие детей по миниатюрной железной дороге, и мало кто задумывался тогда, да и сейчас вряд ли задумывается, что эти две узкие стальные линии стали для кого-то дорогой жизни …
Путешествие, о котором мы расскажем, это первая попытка приблизится к истории узкоколейных железных дорог России в целом и в частности к жизни самой длинной – Алапаевской Узкоколейной Железной Дороги.
Заранее хотим поблагодарить Сергея Балашенко (sbchf.narod.ru/16/aujd.html), исследователя, чьи материалы очень помогли нам в изучении истории АУЖД, а так же в составлении маршрута, по которому мы прошли с 6-го по 8-ое мая 2011 года.
История АУЖД продолжается уже более 100 лет, первые пути были сданы в эксплуатацию в 1897 году. Рельсы, что были тогда проложены там несли на себе клеймо Демидовского металлургического завода...
В пик своего развития - в 70е годы - протяженность АУЖД составляла более 600 километров, разрабатывался лес на огромных территориях, были даже планы по соединению ее с ближайшими к ней узкоколейками нашей области. Тогда протяженность путей достигла бы более 1000км!
Но тут пал СССР... Что было дальше можно предположить. Постепенно были разобраны старейшие "демидовские" линии к западу от Алапаевска, сокращался объем вывозимого леса, запасы истощались, никто их не возобновлял - леспромхозы были устранены. Редела частота пассажирских перевозок - расселялись поселки.
Сами по себе узкоколейки - уникальнейшее и довольно редкое нынче явление, а Алапаевская ужд и вовсе была самой большой 750миллиметровой ж/д в СССР, поэтому сохранилась и по сей день больше и лучше всего (в противовес, например, Висимо-Уткинской ужд от Тагила, что была разобрана полностью в 2008 году или Шорыгинская ужд, часть рельс которой местные жители после того, как управленцы их сняли, заменили стволами деревьев).
На АУЖД действует пассажирское сообщение, до сих пор (хоть и в невообразимо меньшем объеме) возят небольшое количество леса с разработок на фанерную фабрику.
Наша история началась по окончании обычного клерковского рабочего дня 6 мая, когда все люди спешили домой, радуясь, что впереди 3 дня ничегонеделания, а мы со всех ног (вернее колес) уже мчались на вокзал, почти опаздывая на поезд.
До Алапаевска ходит три поезда, все они считаются пригородными, но Алапаевск - 19я зона, поэтому туда ходят не электрички, а пассажирские поезда, в которых сидения либо "сидячие" плацкарты, либо как в автобусах - 2 ряда по 2 сидения. На перроне мы решали первую задачу - поместить куда-то велосипеды с баулами чтобы они не мешали было непросто, пока нас не увидел начальник поезда. Добродушный дяденька открыл нам нерабочий тамбур прямо в первом вагоне - после локомотива. Быстренько туда поднявшись, мы пошли искать места. Потом уже мы поняли, что то, что мы хоть как-то сели в вагоне, в тамбуре которого были наши велы было удачей. В последующие 15 минут до отправки поезда народ буквально воевал за места.
Зашла какая-то непонятная компания из 3-4 мужиков среднего возраста с пивом, отвоевали себе места, плюхнулись ближе нас к "нашему"тамбуру. Я заволоновалась... и не зря. Уже минут через 10 после отправки поезда вся эта шобла потащилась курить в "наш" тамбур.
Серега вскочил и пошел за ними. Сижу жду. Через 5 мнут возвращаются. Шам принял единственно верное решение - заобщался с ними, навешал лапши про краеведение (хотя,в каждой шутке есть доля шутки), еще что-то, в общем, заставил их проникнуться к нам уважением и заработал теоретическую неприкосновенность наших вещей.
Впрочем, скоро пришел охранник, усмирил эту тусовку и закрыл тамбур. Мы вздохнули с облегчением. Хоть и замок был всего лишь задвижкой, которую легко было открыть, но теперь просто можно было следить, чтобы туда никто не совался. Я даже смогла подремать в дороге.
Проехали Реж. Вышла где-то треть пассажиров. Потом в Егоршино тоже вышло много народу. В общем, остаток пути мы вовсе пересели и ехали на самых ближайших сидениях к тамбуру.
В Алапаевск вкатываемся уже к половине 10го вечера. Едва заметные сумерки подгоняют - надо успеть встать подальше от города, люди - самые страшные звери, особенно вечером пеерд выходными... Особенно накануне таких больших выходных. Начальник поезда помогает выгрузиться, рассказывает о том, как удобнее выехать из города на тракт Алапаевск-Синячихи, говорит, что сильно нам завидует и прощается. Все, можно ехать. Пересекаем речку Алапаиху, едем по Павлова, Ленина... Вскоре выезжаем на тракт и быстро вкручиваем в сторону Синячих. По сумеркам да темноте не очень заметна скорость движения, поэтому вскоре мы оказываемся около удобного съезда с дороги в лес в 5 километрах от Алапаевска. Дожидаемся, пока все машины проедут, гасим габариты и быстро и тихо съезжаем с дороги. Уходя глубже в лес, я понимаю почему съезд был оборудован. Свалка. Всюду. Конечно, вставать тут нет ни малейшего желания, едем еще чуть дальше в лес. Наконец, темнеет настолько, что дальше двигаться без фонарей затруднительно, находим место для стоянки и снимаем баулы...
Делается все в тишине, мы не очень далеко от тракта, боимся, что могут и тут оказаться "нехорошие люди". Быстренько ставим палатку, складываем велосипеды насколько возможно под тент, стягиваем их резиновыми стяжками, лопаем по 3 бутерброда и ложимся в новые спальники.
-Жень, тебе страшно?
-Ну.. да, есть такое. А почему ты спрашиваешь?
-Да так..
-А тебе?
-Есть немного. Людей боюсь. Мало ли какие обрыганы..
Ночь выдалась прохладной, я спала без носков, поставленная в торопях палатка оказалась на сучках, палках и шишках, я часто просыпаюсь, прижимаюсь сильнее к шаманскому боку. Вдали лают собаки, с трассы доносится шум машин. Все время кажется, что в лесу что-то шуршит, что вот съехала машина.. Ну и идиоты же мы, что подписались на такую авантюру....
***
Утро! О это прекрасное слово!
Все вечерне-ночные страхи отступили, солнце еще не взошло, но лес такой светлый, на фоне голубого неба. Мы встаем рано - около 7 часов. В принципе, по времени мы ограничены, весь маршрут расписан по часам. Пытаемся урвать хоть немного в запас.
Вылазим из палатки, натягиваем холодные штаны (вот бодрин-то ),
Серега начинает делать быстрый завтрак из бичпакетов и тушенки,
а я собираю палатку.
Велы ждут своего часа ))
Собираемся и по светлому лесочку выходим обратно на дорогу Алапаевск - Синячихи. Говорю так, потому что на самом деле дорога эта идет до Т-образной развилки. Правая - Нижняя Синячиха, левая - Верхняя.
С самого начала взяли довольно быстрый темп по неплохому, кстати, асфальту и очень быстро оказались у этой самой развилки
Вид на дорогу, ведущую к В.Синячихе
А вот оттуда мы приехали:
Поворачиваем налево. Наша цель - остановочный пункт (бывшая станция) Синячиха. Проезжаем "святые места". Не многие знают, что в нескольких метрах от развилки находится храм, оформленный в византийском стиле: "На подъездах к Верхней Синячихе слева от шоссе стоит белая часовня и Храм в византийском стиле, из красного кирпича. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года недалеко от этого места большевики сбросили в шурф шахты Великих Князей императорского дома Романовых – Константина, Иоанна и Игоря Константиновичей, а также Сергея Михайловича, Великую княгиню Елизавету Федоровну и князя Владимира Палей. Каждый год в день памяти сюда крестным ходом идут православные люди." ©
Мы были тут уже около месяца назад. На машине с друзьями. Проезжаем мимо и уже через 10 минут вкатываемся собственно в саму Верхнюю Синячиху.
Проезжаем по главным улицам, среди которых, конечно же, Ленина. О, вот и старый знакомый: "Верхнесинячихинский Металлургический Завод". Его цехам более 100 лет, вплоть до 1987 года работал паровой двигатель.
Небольшой мост, еще один поворот и вот он, момент истины. По сути - старт нашего основного маршрута. Слева на фотографии бышвая Станция Синячиха АУЖД.
Бывшее здание станции. Сейчас та часть, которая была рабочей, заколочена и закрыта, а вторая используется, как жилой дом. Я предполагаю, что бывшими работниками станции.
Наш путь уходит направо, на северо-восток , вдоль узкой колеи, всего 750 мм в ширину.
В поселке тропника, идущая вдоль ужд протоптанна за многие годы очень хорошо, катиться удобно, довольно быстро. Расстраивает только одно - мусор. Его очень много. Вдоль рельс втоптаны в землю разбитые стеклянные бутылки, вкруг валяются пластиковые, много пакетов, строительного мусора. Даже иногда кучами. Очень волнуюсь, что запросто можно проколоть колесо. Иногда встречаются ямки и выбоины, которые нужно объезжать, обходить.
Чуть позже показывается еще один мост. Я понимаю, что дорога идет вокруг завода, на другом берегу видны отвалы породы.
Перед мостом пересечение с подъездными путями широкой колеи к заводу. Уже давно завод отказался от использования ужд на своей территории и дорогу там разобрали, проложив обычную колею.
Переходим мост, вид назад.
Собственно разработки и отвалы:
Едем дальше. Тропинка становится лучше. Стекла по мере выхода из поселка пропадают, тянется утоптанная хорошая грунтовая тропинка.
Картинки вокруг прекрасные. Светит нежаркое солнце, от молодого леса приятная тень, прекрасная для наших велосипедов дорожка. Сменяющие себя картинки вокруг, местные жители, дети, спортивная площадка, еще один переезд с широкой колеей, остановочный пункт больница - очень интересное место. Новые дома, ужд отсыпана гравием, по которому приходится тащить велы пешком, детские новые площадки... Такое ощущение, что путешествие постепенно превращается в сказку.
Очередной поворот и перед нами открывается южная горловина первой нормальной станции - "Угольная".
Вот тут мы впервые увидели что такое настоящая мотодрезина. Самопальные, но при этом однотипные "бешенные табуретки" или как их тут называют "пионерки" сделаны из металлического каркаса, валов, легких колес и мотодвижка. Практически все они заводятся с толкача, ездят на 80м бензине и имеют в своем "теле" ящик для всякого рода "груза". Оборудованы фарой и ветрозащинтым щитком из разных материалов. У кого металл, как, например, вот у этой модели:
а у кого - пластик, или фанерка.
На въезде на станцию одна такая, шумно тарахча, проехала мимо нас с двумя пассажирами на борту. Я успела ее заснять:
Въезжаем на станцию. Не описать ощущений от вида этих маленьких вагончиков, локомотивчиков, платформочек! Все миниатюрное. Когда привыкаешь к большим поездам, когда смотришь на них снизу вверх, сложно поверить, что в этот вагончик с печкой-буржуйкой внутри можно спокойно заглянуть в окно, даже не стоя на платформе!
Здание станции:
На ней нет опознавательных знаков, они попросту не нужны. Те, кто тут работает с закрытыми глазами могут определить, на какой станции находятся. Слева от здания - грунтовка и огород. Да, прямо вот так, на станции огород и дом, в котором живут люди. Напротив станции - болотистое поле, за которым забор, окружающий некую фабрику. Краны, конвейеры...
Осматриваемся, отдыхаем, заглядываем в зеленый локомотивчик. Внутри, как я уже говорила, печка, место для угля, несколько старых ободранных сидений. Дверь его в высоту всего лишь с человеческий рост.
Садимся на велосипеды, едем дальше. Приходится перетаскивать велы иногда через пути - на станции минимум 4 линии, на которые разветвляется одинокая колея на въезде - но это не сложно, высота узких рельс настолько не велика, что можно даже не поднимать заднее колесо, а просто так перетаскивать.
Станция закончилась, тропинка стала чуть хуже, но все так же идет ровненько вдоль ужд.
Через какое-то время видим впереди переезд с асфальтированной дорогой. Слева наблюдается въезд на базу отдыха, будка с охранником и шлагбаум. Справа замечаем "танковую" дорогу, что, кажется, идет вдоль узкоколейки. Тревожим охранника, чтобы проверить нашу догадку. К сожалению, такое "удобство" продолжается недолго, лишь до следующего моста-пересечения с широкой колеей. Все равно решаем перейти на нее и сколько сможем, ехать по бетонным плитам. Не самое лучшее занятие, как оказалось.
Когда насыпь ужд начала круто набирать высоту и крутизну отсыпа мы решили залезть обратно, к тому же уже виднелся поворот плит в не нужную нам сторону.
Вдоль всей дороги, за узкоколейкой виднелись огромные кучи сваленного леса:
Это фанерная фабрика или "лесная биржа" - предприятие, которое в основном и пользуется ужд для заготовки леса.
С насыпи стал виден мост через широкую колею (она так же имеет подъездные пути к фабирке) и дрезинка, снаятая с путей.
Идти по такому мосту жутковато, щели, непрочные на вид доски. Но как вспомнишь, что по этому мосту преспокойно ходит целый локомотив с 5-6 вагонами леса, успокаиваешься.
Панорама на северную горловину разъездов шикрокой колеи с ужд моста.
Двигаемся дальше. Дорога все хуже и хуже. По краям уже еле заметной тропинки появляется жесткий кустарник, который очень мешает ехать, цепляет за баул. Скорость с привычных 15 падает до 7-8. Иногда перетаскивая велосипеды на колею, пытаясь двигаться по шпалам.(безумное занятие с баулом), перетаскивая обратно, я все сильнее осознаю, что до с.Гаранинка в установленные сроки (вечер сегодняшнего дня) мы не доберемся, если дорога дальше все хуже... Все чаще приходится спешиваться, вести велосипеды по выемкам на насыпи, оставшимися от ремонта шпал.
Через некоторое время такого продирания выходим на открытое место. Возможно, когда-то тут был остановочный пункт и маленькая деревушка "Согра", которая отмечена уже на старых картах 80-х годов, как нежилая, а уж на современных ее вовсе нет. Её действительно нет. Единственное, что более менее напоминало о цивилизации - кирпичный остов, с выросшим в нем деревом и бетонный столб, видимо бывшая опора линии электропередач.
на этой фотографии черная точка вдалике - локомотив, везущий лес! Увидев его, мы решаем сделать привал, чуть отдохнуть и снять небольшое видео (аккуратно, в самом начале слышен негромкий мат в 1 слово в исполнении Шамана ):
Машинист удивленно посмотрел на нас, двоих, в глуши, где одна узкоколейка, с велосипедами да баулами, подудел в дуделку и состав, покачиваясь уехал в сторону Синячихи...
А я высказываю Сереге свою, уже оформившуюся мысль: "едем только до Ельничной..." Посовещавшись, он соглашается, мы еще немного отдыхаем и трогаемся, иногда пытаясь ехать.
Действительно, судя по дороге, чем дальше, тем хуже там будет с тропинками, а учитывая еще, что ответвление на Гаранинку - это не основная ветка, то можно предположить что будет там... Ну ничего, этот вариант у меня тоже был продуман. От ст. Ельничная есть грунтовка, порядка 20 километров
В какой-то момент, когда мы идем пешком, и места, где можно поехать пока не видать, Шам говорит мне отойти - позади слышится звук мотодрезины... Оборачиваюсь - целая вереница - 3 дрезинки, на первой - один человек, на второй двое или трое и дальше не разглядеть, стремительно по повороту они приближаются к нам. Оттаскиваем велосипеды, отклоняемся, во все глаза смотрим на пионерки. Я немного настороженно взглянула в лицо "водителя" первой дрезины и с удивлением увидела заинтересованную и какую-то светлую улыбку. В следующий же миг пионерка останавливается около нас, мотор стихает. Идущие позади тоже тормозят.
-Это вы куда такие собирались? - Спрашивает "машинист состава"
-Да, вот, до Ельничной пытаемся добраться.
-А давайте, подвезу!
Я с удивлением начинаю разглядывать дрезину. Конечно, у меня была такая шальная мысль - попроситься к кому-нибудь на дрезинку, или вовсе, если повезет, на платформу состава. Но оценив габариты этого маленького передвижного средства, говорю:
-Так не влезем мы, у нас 2 вела, баулы большие.. У Сергея так вовсе еще сверху палатка и две пенки.
-Кааак это не влезете?? Все влезете! - с этими словами наш новоиспеченный проводник спрыгивает с подножки дрезины и подталкивает ее к нам поближе. - Давайте, снимайте свои баулы - говорит он с улыбкой.
Я, все еще настороженно, но уже чуть обрадованно, быстренько развъючиваю вел. Еще бы! Это же какой поворот примет наше путешествие! Даже если только до Ельничной (идея добраться до Гаранинки к этому моменту, благодаря дороге, отпала совершенно), то можно будет там погулять, поспрашивать, пофотографировать, выбрать хорошее место для стоянки и много времени в запасе, если что. Единственное, при таких условиях у меня не получалось заложить тайник для проекта "Геокэшинг", но это было не критично, можно было бы и перерисовать первую страничку блокнота...
Вся в таких раздумьях подхожу к дрезине, пытаясь представить как же это все будет грузиться и куда мы сядем... В этот время наш машинист.. открывает ящик, на котором сидел и под крышкой образовывается большое пространство, настоящий багажник! Серегин баул, как самый большой, мы кладем в него, его велосипед крепится буквально одной крепкой проволокой к раме сзади дрезины, Серега садиться и придерживает его рукой. Мой баул ложиться на багажник серегиного велосипеда, а мой вел встает за ветрозащиным щитом!
Нагрузившись таким образом, мы сами забрались на закрытый крышкой ящик, который покрывает мягкий небольшой ватный матрасик.
Андрей (так зовут нашего проводника) просит людей, что двигались позади, толкнуть дрезину, дает газу и мы едем...
Едем! На дрезине! Первый раз в жизни!
В самом начале пути через шум дрезины и ветер в ушах еле слышу, Андрей спрашивает Серегу о том, куда мы вообще собрались, на что тот отвечает, что изначально мы хотели добраться до Гаранинки, но там не проехать... Тут Андрей перебивает его: -Так я вас и до Гаранинки доброшу!
Я не верю своим ушам! Наш поход буквально спасен!
Первое время я просто сидела и смотрела по сторонам. Ветер несильно бил в лицо, иногда пахло бензином, друг друга мы не слышали и поэтому не разговаривали - слишком громко тарахтела наша трахома.
Большинство фотографий получились размазанными - скорость дрезинки местами достигала по ощущениям 40 км/ч, если не больше:
Руль с рогами от моего вела, зеленый из волокнистого прессованного пластика щит и дорога..
За нами до Ельничной ехали все те же:
Еще какая-то заброшенность
И, наконец, Ельничная!
Южная горловина:
Красивый прудик прямо напротив здания станции:
Ельничная - это до сих пор станция, здесь есть свое локомотивное депо:
много ответвлений путей, на которых стоят вагончики:
Но, конечно, некоторое запустение тоже присутсвтует:
На станции Андрей сходил за сигаретами. И мы немного поменяли конструкцию на дрезине: теперь оба баула были внутри ящика (он вместительный оказался очень!), а велосипеды привязались на заднем торце дрезины.
Серега пытался разговаривать с машинистом второй дрезинки, но он оказался не таким сговорчивым и открытым как наш ))
Подкатываем ее к стрелке, переставляем нашу "машину" на гагаринское ответвление - стрелка автоматическая, да и в принципе, мы так поняли, что здесь не принято передвигать стрелки. Дрезина легкая, переставить ее ничего не стоит.
Снова в путь!
От Ельничной до конечной остановки Гаранинка около 40 километров, точнее - 38. Дрезина мчит, вокруг глухой-глухой лес. Мне, привычной к городу, к недалеким поездкам, осознать, что где-то на середине пути от цивилизации нас отделяет более 20 км непроходимого леса нескольно необычно...
Мы движемся на восток...
-Камера - говорит Андрей - на готове?
-Да - отвечаю.
-Ты смотри внимательнее, может быть зверушки какие будут...
И мы смотрели, правда никого серьезнее глухарки и тетерева не встретили, но наш проводник рассказывал, что весной по паводкам тут очень много бобров. И правда, вокруг очень болотистая местность, всюду кочки, лужи и лужицы, болотца и болотища. Мы пересекли, наверное, 4 речки: двойная вилка р.Бобровки (как раз на месте бывшего поселка Бобровка, от которого остались только остовы печей), р.Чернышовка, и пара ручейков, пропущеных в трубах под насыпью ужд.
Периодически встречались свалы леса, ждущие своей очереди на вывоз.
Впереди, прямо на путях сидит глухарка. Непуганые здесь человеком птицы - она вспорхнула в самый последний момент, когда мы уже подъехали к ней.
тетерев:
Бывший поселок Бобровка:
Виднеются остовы печей.
Запруда речки Бобровки
Раньше это был заселенный поселок примерно на 200 человек. От ужд тут отходила небольшая около 10 км тупиковая ветка в лес, на разработки. Сейчас даже насыпи я не нашла - дорога разобрана. Все заросло травой, невысокими елочками и березами.
После Бобровки делаем небольшую остановку - перекур.
Стоя вот так в глуши, в тишине (которая особо ощущается после часа пути на тарахтящей вовсю дрезине)))) начинаешь во что-то верить. Во что-то настоящее.
Андрей много рассказывал о себе, об их жизни здесь, на узкой колее, где нет дорог, кроме нее. Забиратсья в глушь, ходить по 20-30 километров по лесу (он охотник), ночевать в охотничьих избушках, которые разбросаны по местному лесу и дорогу к ним знает только местный, собирать грибы и ягоды осенью...
-Вообще, красиво тут осенью, вы осенью приезжайте, грибов много!
Чем дольше длиться разговор, тем сильнее я удивляюсь и восхищаюсь этим Человеком. Его отношением к людям, к природе, к жизни.
А еще он пожарный - работает на пожарной станции недалеко от Синячихи.
Мы с интересом слушаем его рассказы о селах в этой местности. Сам он родом из Березовки - это село, являющееся конечным пунктом второго ответвления основной дороги Алапаевск-Калач. Живет в Синячихе. Сейчас, говорит, расселяют, но люди не хотят уезжать. Молодых мало, в основном люди его возраста (на вид ему около 50, но я могу ошибаться, может быть, он старше, просто места такие...), да старики.
-Мы люди лесные...
Но вот тишина леса снова разрывается тарахтящим звуком однотактного мотоциклетного двигателя - мы едем дальше, на этот раз уже до конца.
Охот.хозяйство ООО "Алапаевский КПХ"
Вдоль дороги тянутся оборванные линии электропередач на деревянных столбах, с обвисшими проводами, а кое-где и без них вовсе (там прямо за деревом виднеется:
Скоро приедем: 36км
Даже несмотря на то, что вроде бы километровый столб обозначал сокрый конец нашего пути, слова Андрея "А вот и ваша конечная остановка" вызвали во мне неожиданное чувство легкой светлой грусти. Мы въезжаем в Гаранинку...
Когда-то за этой небольшой насыпью продолжалась колея на многие километры на северо-восток, в глухие леса...
Наш шикарный проводник первого класса! Андрей Тарасов!
-Вон то дерево видите? За него идите и направо - там 8 километров до асфальта.
Мы разгрузили дрезину... Помявшись, пытаемся предложить Андрею денежку, хотя бы за бензин. Но он отмахнулся и устыдил нас на всю оставшуюся жизнь:
-Эх, вы, городские.. все у вас на деньги переводится. Я вам помог. Мы тут такие, сегодня ты попал в беду, я помог, завтра я попал - ты помог.
Мы куценько поизвинялись...
Обмениваемся телефонами, мы обещаем позвонить, как доберемся до Алапаевска и.. в этом году приехать осенью! Обязательно. Он переставляет дрезину, собираясь ехать обратно. Прощаемся, "локомотив" толкается, газует и под шум мотодвигателя Андрей уезжает, помахав с горизонта рукой...
- Сереж, я в шоке...
- Я тоже...
- Я представить себе не могла, что такие люди..
***
Здесь, наверное, начинается вторая часть нашего путешествия. Мы приехали в Гаранинку с опережением даже самого смелого моего графика на 2.5 часа! Время - 4 дня.
Но мы же в Гаранинке, надо еще заложить тайник где-то. Оглядываемся. Замечаю маленькую электростанцию поселка, всего-то на 4 провода. Село маленькое, вдалике виднеется памятник ВОВ. Но мы, нагруженные впечатлениями, даже не проехались по селу, а сразу двинулись к электростанции. Побегав вокруг, я подумала, что это не самое лучшее место и мы отправились на грунтовую дорогу, которя должна вывести нас на трассу Ирбит-Н. Синячиха.
Неожиданно в этой глухой деревушке на дороге появляются 2 огромных джипа-паркетника с целыми семействами внутрях. Абсолютно одинаковые. Мне подумалось, что именно вот такие люди могут занять этот поселок, когда разрушиться ужд-сообщение с веткой Алапаевск-Калач... Наверное, где-то в глубине села строятся или уже построены коттеджи...
Грунтовка оказалась укатанной и сухой, местами вспаханной тракторами по влажности еще. Вокруг по канавкам - болота, даже утки, много лягушек и прочей флоры и бауны болотного мира.
По дороге закладываем тайник, снимаем координаты, едем дальше. За беседой, неспешной дорогой доезжаем до сенокосов, чуть дальше - за лесополосой - поля, уже вспаханные и засаженные. Видим на горизонте Глубоковское, к которому собственно нам и выезжать, решаем чуть вернуться в лесок и встать на ночь в уютном закутке за искуственными посадками на сенокосах.
Аццкое пламя!
Безобразия с длинной выдержкой:
конец такого прекрасного дня мы отмечали коньяком и хорошим табаком у небольшого костра, в который потом перед сном было влито около 5 литров воды, ради пожарной безопасности. Да, мы народ в этом крайне сознательный и паранойный - ни бумажки, ни полиэтиленки, ни бычка ничего такого. Весь мусор мы таскали за собой до первых организованных мусорок. Костры безжалостно заливались и топтались.
Утром неспеша встали, поели кашки с колбаской, ммм) собрались и поехали. Впереди у нас много километров... Для начала мы заехали в с.Глубоковское, чтобы пополнить запасы воды, выбросить мусор. Простую воду не стали покупать, продавцы в магазинчике сказали, что по дороге есть классный родник, оборудованный и аккуратный. И правда, где-то в 6 км от села мы увидели по левой руке симпатичный родник в домике с холодной и вкусной водой.
Трасса интересная, встречаются села, существенно старше даже нашего Екатеринбурга. 1621 год:
По горизонту было много пожаров. Маленьких и не очень, но когда за спиной было уже около 50 км, а Н.Синячиха уже вот-вот должна была показаться мы увидели и вовсе огромный. Лесной пожар всегда страшно, но в таком масштабе...
мы подъехали туда, но никого не было вокруг. Мы звоним в мчс, наткнувшись на ужасно неграмотную географически девушку. Кое-как объясняем ей где и что горит.
Едем дальше. Вот и Нижняя Синячиха. Мы уже были тут, да. Теперь мы подъезжаем с другой стороны!
Все вокруг затянуто белесой дымкой - горят леса. На улице и правда очень жарко, мы едем в легких футболках, я уже чувствую, что сгорают руки. Шам и вовсе потом покраснел как рак.
Мельница. На горизонте виден пожар:
Заезжаем в магазинчик, Серега покупает пирожки с молоком и мы отправляемся уже в сторону Алапаевска.
Не могла не сфотогарфировать чудеса русской словесности в глубинке:
Можно сказать, на развилке между Синячихами мы закольцевали маршрут. Время около 5 дня, до Алапаевска не более 10 км. Мы, неспешно перекусив на остановке, двигаемся к конечной точке нашего пути.
Бобровая запруда по пути:
Мужа:
В Алапаевске решаем не тратить время зря и прокатиться, посмотреть город, найти начальную станцию УЖД "Красная-2", музей АУЖД.
Церковь:
Надпись на табличке: ДОМ первой половины XIX в. В 1849-1850гг. ЖИЛ КОМПОЗИТОР П.И. ЧАЙКОВСКИЙ.
реставрируемый храм.
Собственно депо и станция Красная-2!
въезд в депо
панорама с лестницы музея (который, к сожалению был закрыт)
для представления размеров вагончиков (Серега ростом 185):
для представления размеров рельс (мои ноги это, в обычных берцах, 40й размер)
ручные стрелки с противовесом
"музей рельс" - тут представлены практически все образцы рельс, которые когда либо клали на дорогах АУЖД:
первые датированны 1896годом.
Это, кажется, ТУ-2 - основная сила на АУЖД
ВСЕ, после этого мы двинулись на вокзал, ждать поезда в 5 утра (но нам повезло, выяснилось, что есть еще поезд в три)
С косогорчика, на котором отдыхали, позвонили Андрею, он долго спрашивал как мы да что, как впечатления, не сильно ли устали..
-Да ничего, это усталость хорошая, она приятная....
Спасибо огромное, что посмотрели! Всего за 2 дня мы получили массу впечатлений, отмотали примерно 130 километров (львиную долю - во второй день - около 80-90). Нашли настоящего Человека - Андрея, прокатились на мотодрезине, побывали в разных поселках и тр и пр!
И обязательно поедем туда еще раз )