Прежде, чем продолжить рассказ про наши приключения на Сейдозере, стоит сделать небольшое лирическое отступление и рассказать, чем же вообще примечательно это озеро, что же это за сейды и Куйва, которые будут упоминаться в рассказе
мат.частьОзеро Сейдозеро (Сейдъявврь по-саамски) находится в горном массиве Ловозерские Тундры, на высоте 189 м над уровнем моря, его длинна 8км, ширина до 2,5. На языке саамов "Сейд" означает "священный". С этим местом связано множество легенд. Некоторые утверждают, что в этих местах была Гиперборея.
Так, несколько лет назад научная экспедиция обнаружила на дне озера следы древних построек. Предположительно это постройки времён гиперборейской цивилизации. На Сейдозере была обнаружена древняя обсерватория по типу стоунхеджа сориентированная по звёздам. Также на скалах были обнаружены метровые иероглифы, которые частично удалось перевести используя древнеиндийский язык. Гиперборея считается прародиной всего человечества, а то что она могла находится на Кольском полуострове указывают некоторые местные названия имеющие общие корни с индийскими словами. (с)
Интернет рассказывал, что и в наше время там творятся странные вещи: людей ночью охватывала необъяснимая паника и утром, не сговариваясь. весь лагерь спешно собирался и уходил; люди бесследно пропадали из закрытой изнутри палатки; некоторые сходили с ума.
Но даже если отвлечься от этой мистики, все равно там есть, на что посмотреть. Например, сейды.
Сейды - это священные для саамов сооружения из камней. По их верованиям, шаманы не умирали, а в положенный им срок уходили в тундру и там превращались в камни - сейды - при этом сохраняя свои магические свойства. Сейдам саамы приносили жертвы, проводили у них ритуалы, просили удачи в охоте и прочих благ, общались с духами предков. Сейды представляют собой сооружения из камней, чаще всего - большой валун, лежащий на нескольких маленьких камнях. Причем размеры этого валуна практически исключаю его рукотворность (по крайней мере, если их и создали люди, то точно не в наше время).
И самое интересное, на мой взгляд - это Куйва. Огромный человеческий силуэт на склоне горы., 74 метра высотой.
О том, что Куйво имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е. Ферсман обследовал изображение Куйво, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах". Влага на отвесных скалах, скорее всего, берется от тающих сверху снежников, просачиваясь по расщелинам." (с)
Причем за множество лет, несмотря на обвалы и осыпи, фигура не изменилась.
С Куйвой также связано множество легенд, общий смысл которых сводится к тому, что на земли саамов напал великан, погубил множество людей, и саамы не могли с ним справиться, пока не обратились за помощью к своим богам. Боги, разгневавшись, ударили в него молниями - и он остался лишь выжженным силуэтом на скале.
И в наши дни местные стараются не шуметь вблизи Куйвы, относится к нему с уважением и почтением, избегая даже дурных мыслей в его адрес, иначе великан может осерчать.
Вопреки инет-прогнозам, проходная прошлась бесплатно и абсолютно без каких-либо препятствий с чьей-либо стороны. Радость, эйфория: теперь уже точно приключения начались, окончательно и бесповоротно!
И первой достопримечательностью на нашем пути был сам рудник. Полузаброшенные, обветшалые сооружения, редко-редко мелькнет тень человека... а может и не человека вовсе, а призрака пропавшего шахтера?...
Переход; много текста и фотокМинут за 15 прошли его территорию, и открылся нам прекрасный и несколько устрашающий вид. Прекрасный, потому что по обеим сторонам высились горы, кое-где мелькали снежник, под ногами хоть и была еще травка, но уже встречались лишайники и обломки камней. А устрашающий, потому что уже в самом начале пути рюкзак стал неприятно меня тяготить, а берцы - натирать. И я почти сразу затребовала привала для обматывания лап пластырем. Да, я не говорила, что единственная не натирающая мне обувь - это домашние тапочки, и то, видимо, потому, что большие расстояния в них пока преодолевать не приходилось? Дак вот, эта милая особенность моего организма весьма мешала в походе.
- Ребят, а чего вы ожидаете? - Дима решил провести соц.опрос нашей группы.
Парни что-то говорили о красотах и мистике сего места..
- Дойти, - мрачно пробурчала я из позы "буквой Гэ" (выставив кверху рюкзак и попу: так поясница отдыхает)
Вскоре мы встретили возвращающихся туристов. Они были до омерзения бодры и веселы, и это придало мне надежду (о, наивная я!). Приятная особенность: все встречающиеся вежливо здороваются, перекидываются парой слов. "Дикому городскому" ребенку это было непривычно - попробуй в городе со всеми раскланяться. И это подчеркивало нашу избранность, если можно так сказать. Причастность к небольшому коллективчику странных ребят.
Даже не пройдя первого километра, я едва удерживала себя от вопросов к встречным: "А долго еще?" Останавливала меня, наверное, лишь природная скромность. И ведь это мы все по ровной дороге шли... О грядущем я старалась не задумываться
И вот мы добрели-доползли до подъема на перевал. Я искренне полагала, что будет тропа... Камни, камни, камни и ничего кроме камней. Нет. Были еще очень огромные камни. Большой косяк бэка в том, что он очень перевешивает назад. И так на неровных булыжниках еле удерживаешь равновесие, перепрыгивая, аки горный рогатый зверь, с одного на другой, дак еще и 10 кг тебя назад тянут. Несколько раз каждый из нас бы на грани полета. Но обошлось без жертв.
Наконец - довольно скоро, надо заметить - мы поднялись на перевал. И снова я была обманута в своих надеждах. Я искренне полагала, что мы поднимемся, а там сразу будет дорожка вниз, через лесок и озеро. И была несколько обескуражена, когда увидела лишь камни, камни, горы, горы и небо. И идешь, и каждый раз думаешь: "Вот сейчас, вот тот небольшой холмик, а за ним уже будет видно озеро". Угу...
Нет, на самом деле, все было не так печально, как это может показаться. Там ооочень красиво - такой природы я еще не видела. Мы веселились от души, фотографировались, достали заначенную бутылочку Мадейры, оставшуюся с поезда, - она прекрасно бодрит и восстанавливает силы, если употреблять по небольшому глоточку. Наверное, на верхней точке перевала мы встретили толпу (10 человек для этих мест - уже толпа) людей. Кто-то шел вниз, довольно большая группа двигалась к озеру (наличие подросточков и пожилой тети меня взбодрило; только вот рюкзак тетки тащил её дядька, чему я жутко завидовала). Мы тоже "привалились", пообщались с народом, пофотографировались, отдельные члены группы снова перебинтовались...
И вот тут наступил переломный момент нашего похода. Мы прошли чуть вперед и увидели лес внизу, а вдали воду. Я воспрянула духом - еще часа 3, и мы выйдем! И будет палатка, отдых, кашка... Но парни решили, что это неинтересно. "Хочется увидеть озеро с горы и ААА".
Ну да, увидеть озеро с горы, это круто. Прикинули время и расстояние. Кстати, с расстояниями там творятся ненормальные вещи: из-за масштабности объектов расстояние кажется в разы меньше, чем оно есть на самом деле.
В общем, ребята загорелись идеей пойти по хребтам, а не "через этот скучный лес". Естественно, меня тоже спрашивали. Но я ж не могу испортить им все их "ААА", поэтому покорилась. О чем глубоко пожалела уже через 20 минут.
вот в этом месте мы и свернули
На те хребты надо было еще подняться. Снова скакать по валунам, все выше и выше, с тяжеленным рюкзаком за спиной. Да, подъемы - это самое тяжелое. Я тащилась сзади, злая, как стадо ос, ругалась и материлась про себя на этих путешественников. И едва сдерживалась от того, чтобы тупо разреветься. Опять же, я не могла себе такого позволить: получится, что я увязалась с ними, ныла и ревела всю дорогу, портила все впечатление от похода и действовала на нервы. Я же так не могу. Я ведь не обычная гламурная, слабенькая девочка, которая только и может, что семенить на каблучках по проспекту и сидеть вечерами в "уютной жэжэшечке".
Поэтому приходилось сжимать зубы, кусать губы, подтирать кулаком нос и молчать. И с этого момента я могу активно начинать гордиться собой, потому что ребята, заметив, что мне откровенно нелегко, предлагали забрать у меня часть вещей (спальник, например, в 2кг), едва ли не силой выдирали. Но я разъяренной пантерой защищала свое имущество. не подпуская никого ни на шаг.
Так мы добрались до очень живописного места - истока горного ручья. Представьте, вся природа вокруг - это серо-черные камни и светло-зеленый лишайник. А здесь яркий мох, журчит водичка, растения какие-то буйствуют. Муж на радостях возжелал пообниматься, да пофотографировать, но я весьма неприветливо отбивалась. "Лучше пока не трогай", - мудро посоветовал Дима.
Ополоснулись горной водичкой - пить пока не решились, но это только самое начало - навьючили друг на друга поклажу, собрали в кулак упрямство, снова стиснули зубы - и вперед.
На самом деле, дальше было несколько легче, потому что казавшиеся бесконечными подъемы закончились, оставалось только идти и идти по вершинам, изредка чуть поднимаясь или опускаясь, огибая ущельица. Довольно быстро рюкзак стал ощущаться еще одной частью тела - горбом, видимо. Тело приспособилось не просто тащить его, а изящно перелетать с камня на камень: таких проблем с критическим перевешиванием, как в начале, уже не было.
Красота наверху просто неземная. Да, природа довольно однообразна и крайне сурова, но она нереально красива. Там нет жизни (если лишайник не считать за таковую), нет звуков. Буквально крупными буквами написано: "Вы здесь лишние", "Вам здесь не рады". Там очень редко появляются люди, так что мы шли почти по девственной земле. Будто вышли из зрительного зала и заглянули на опустевшую сцену.
Там простор и спокойствие. До куда хватает глаз - горы. Горы, исчезающие за горизонтом. И облака почти на одном уровне с нами. Там почти не хотелось разговаривать - человечьи голоса там явно лишние.
Когда находишься там, среди гор и облаков, когда сморишь на обломки камней на вершине (какая сила могла их расколоть?..), все обычные проблемы, беспокойства, суета кажутся такими смешными...
В общем, думаю, еще чуть-чуть и мы бы достигли просветления. Но несколько привалов и километров спустя обнаружилось, что время близится к вечеру, а озера все нет. Мы снова вышли к истоку ручья. Наплевав на все меры предосторожности и шепот здравого смысла, напились ледяной, самой вкусной воды. Оставили рюкзаки и прогулялись налегке "за поворот", т.е. за холмик. Точнее, я категорически пояснила, что я буду сидеть здесь, на солнышке и рядом с водичкой. Сидеть! С Водичкой! А вы идите высматривайте свое озеро. Но долго посидеть мне не дали, пришли с возгласами: "Озера нет... Но там так красиво! там так близко!" и утащили за собой. Виды непередаваемые. Лесочек, речка, сейд (сооружение из сложенных друг на друга камней). Провели фотосессию, вдохновились и стали думать, что же делать.
Поскольку озера еще не видно, а время близится к 7-8, по горам идти дальше не вариант: не успеем спуститься до темноты, а ночевать там неудобно и холодно... и вообще. Поэтому единодушно решили спускаться по долинке этого ручья. Внизу, кстати, виднелся лесок, и мы все гадали, карликовые там деревья или настоящие. Хотелось, конечно, карликовых - это означало бы, что до них не так и далеко. Но....
Спуск всегда не такой легкий, как это обычно кажется с вершины. Периодически мы оглядывались и сами себе громко удивлялись: неужели мы там прошли?! Во-первых, спускаться по разноразмерным камням не очень удобно, во-вторых, это сопряжено с некоторой опасностью: как минимум, подвернуть ногу, как максимум - соскользнуть и улететь вниз. Поэтому мы не торопились, местами рюкзаки приходилось передавать по цепочке, местами - просто скидывать вниз (даже очки в рюкзаке выжили! только банка с медом треснула). И на том же спуске нам открылась великая истина о предназначении пальцев ног. Они, оказывается, ведут активную жизнь, копошась в ботинке, хватаясь за выступы даже через подошву и помогая удерживать равновесие.
Спуск был не легче, чем подъем. Да еще тот милый вкусный ручеек превратился в глубокий ручей. Пришлось обползать по мелко-кустистой поросли. И дальше продираться сквозь жиденький горный предлесок. Зато грибы на ужин нашли))
"Спустимся - поцелую землю", - измученно обещала себе я.
Долго ли, коротко ли (все же именно долго), спустились, а вокруг - лес. Настоящий такой. Только с тропой. И тропа помечена синими наклейками на деревьях. Направление известно, тропа есть - вперед. И вот тут второй повод для моей гордости: я топала впереди, причем так бодро, что парни, по их последующему признанию, старались не не отстать, а просто не потерять из виду. Заняла свой мозг счетом до 2000 (почему-то мне показалось, что мы выйдем к озеру только тогда, когда я досчитаю), ребята пытались разговаривать, но беседа была в стиле "Мы в лесу" - "Спасибо, Кэп". Так что вскоре слышались лишь топот и пыхтение.
Пару раз встречались места с резкими перепадами температур: с полосами теплого воздуха. Что это - мы понять не смогли. А еще в лесу почувствовалось, чего же так не хватало в горах: запахов. Наверху их нет. А здесь запах леса, прелых листьев, влаги и еще множества других, неопределяемых. И воздух в лесу сытнее. Им можно надышаться.
Два часа марш-броска сквозь лес - и вот вода впереди. Увы, это река, а нам, блин, озеро нужно. И снова вперед, на двадцать пятом дыхании.
Настоящая радость была, когда мы увидели на скале Куйву. Он - главное и самое удивительное, что я хотела здесь увидеть. А еще это значит, что озеро совсем скоро.
Пронеслись через болото, по мостику, дальше, дальше... тупик. Очнулись, обнаружили себя в замечательном месте: язык суши, выдающийся в озеро, с трех сторон окружен водой. Обнимались, громко радовались, рухали без сил....
Меня хватило только на то, чтобы помочь Диме поставить палатку, разобрать бэк, переодеться - и с этого момента меня для мира не существовало. Каким-то чудом ребята смогли заставить меня покушать, а потом мы дружно отрубились.
типичный вид нас после этого дня
Продолжение следует...
Сейд. Часть 2, теоритическая. Часть 3, Переход
Прежде, чем продолжить рассказ про наши приключения на Сейдозере, стоит сделать небольшое лирическое отступление и рассказать, чем же вообще примечательно это озеро, что же это за сейды и Куйва, которые будут упоминаться в рассказе
мат.часть
Вопреки инет-прогнозам, проходная прошлась бесплатно и абсолютно без каких-либо препятствий с чьей-либо стороны. Радость, эйфория: теперь уже точно приключения начались, окончательно и бесповоротно!
И первой достопримечательностью на нашем пути был сам рудник. Полузаброшенные, обветшалые сооружения, редко-редко мелькнет тень человека... а может и не человека вовсе, а призрака пропавшего шахтера?...
Переход; много текста и фоток
Продолжение следует...
мат.часть
Вопреки инет-прогнозам, проходная прошлась бесплатно и абсолютно без каких-либо препятствий с чьей-либо стороны. Радость, эйфория: теперь уже точно приключения начались, окончательно и бесповоротно!
И первой достопримечательностью на нашем пути был сам рудник. Полузаброшенные, обветшалые сооружения, редко-редко мелькнет тень человека... а может и не человека вовсе, а призрака пропавшего шахтера?...
Переход; много текста и фоток
Продолжение следует...